Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 13.10.2015 N 90-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Хабировой Алины Сабировны и Жураковской Людмилы Макаровны на нарушение их конституционных прав положениями раздела 4 Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года N 131"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. № 90-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН
ХАБИРОВОЙ АЛИНЫ САБИРОВНЫ И ЖУРАКОВСКОЙ ЛЮДМИЛЫ МАКАРОВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ РАЗДЕЛА
4 РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МОЛОДЫХ СЕМЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ,
НА 2011 - 2015 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 28 АПРЕЛЯ
2011 ГОДА № 131
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И.Еникеева, судей Р.Р.Каримовой, В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи В.М.Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,
установил:
1. В своем обращении в Конституционный Суд Республики Башкортостан граждане А.С.Хабирова и Л.М.Жураковская оспаривают конституционность положений раздела 4 Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года № 131 (далее - Программа), согласно которым право на участие в Программе имеют молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и отвечающие следующим условиям: молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей (далее - молодая семья); наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой государственной поддержки.
Как следует из представленных материалов, семьи А.С.Хабировой и Л.М.Жураковской, входившие в списки молодых семей, сформированные администрациями Октябрьского района городского округа город Уфа и Калининского района городского округа город Уфа в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, а затем и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050), а также Программы, распоряжением глав данных муниципальных образований были из них исключены в связи с достижением одним из супругов 36-летнего возраста.
По мнению заявителей, оспариваемые нормативные положения не соответствуют части третьей статьи 46 Конституции Республики Башкортостан, нарушают их конституционные права и порождают неопределенность, поскольку сложившейся правоприменительной практикой устанавливают в качестве основания для исключения из списка молодых семей достижение 36-летнего возраста одним из супругов.
2. Согласно Конституции Республики Башкортостан, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 46).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 72, пункты "ж" и "к" части 1) социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (подпункт 24 пункта 2 и пункт 3.1 статьи 26.3).
На федеральном уровне действует также Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, для чего, в частности, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы с отдельной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена новая федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, также включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", направленную на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. К задачам подпрограммы относится предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Приложением № 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), согласно которым участником подпрограммы может быть признанная в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении молодая семья, в том числе имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, а также при наличии у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 889 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050" федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы изложена в новой редакции, при этом основания, которые действовали на момент признания семей заявительниц участницами подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", сохранены.
Конституционный Суд Российской Федерации признал, что закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 15 января 2015 года № 3-О).
3. В Республике Башкортостан основные направления государственной поддержки молодых семей урегулированы Законом Республики Башкортостан от 24 июля 2002 года № 350-з "О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан), который определяет понятие молодой семьи (абзац четвертый статьи 1); устанавливает в качестве основных направлений государственной поддержки молодых семей в Республике Башкортостан принятие законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих меры государственной поддержки молодых семей, принятие и реализацию целевых программ по государственной поддержке молодых семей (статья 6); регулирует формы государственной поддержки молодых семей по улучшению жилищных условий, в том числе в виде предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (пункт "б" части третьей статьи 7).
Порядок предоставления молодым семьям субсидий и иных форм государственной поддержки по улучшению жилищных условий определяется Правительством Республики Башкортостан (часть четвертая статьи 7 Закона Республики Башкортостан).
В соответствии с Законом Республики Башкортостан, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, Правительство Республики Башкортостан своим Постановлением № 131 от 28 апреля 2011 года утвердило Республиканскую программу государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы.
Раздел 4 Программы "Участники реализации программы" закрепляет, что право на участие в Программе имеют молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и отвечающие следующим условиям: молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей; наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой государственной поддержки.
Улучшение жилищных условий молодых семей в рамках реализации Программы предполагается осуществлять путем предоставления одной из форм государственной поддержки и финансовой помощи: социальная выплата на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; социальная выплата молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей); иные формы государственной поддержки. Предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы и социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) за счет средств бюджета Республики Башкортостан осуществляется в порядке согласно приложениям № 1 и 2 к Программе соответственно (пункт 5.1; абзац первый пункта 5.4 Программы).
Пункт 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в Республике Башкортостан (Приложение № 1 к Программе; далее - Порядок) устанавливает, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья (состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного или более детей), соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1.7 Порядка;
в) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Таким образом, социальные выплаты на приобретение жилья, предоставляемые за счет средств бюджета Республики Башкортостан молодым семьям, признанным таковыми в установленном законом порядке, являются мерами государственной поддержки и имеют исключительно адресный, целевой характер. Администрации соответствующих районов городского округа город Уфа, установив факт достижения одним из супругов А.С.Хабировой и Л.М.Жураковской 36-летнего возраста, пришли к выводу, что семьи заявительниц перестали отвечать требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", и утратили право на получение соответствующей социальной выплаты.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О и др.). "Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию. Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья" (Определение от 15 января 2015 года № 3-О).
Поскольку оспариваемые А.С.Хабировой и Л.М.Жураковской нормативные положения не вводят для них каких-либо ограничений и не допускают неравенства при реализации прав молодых семей на государственную поддержку в решении жилищной проблемы, они не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.
4. В период предварительного изучения судьей Конституционного Суда Республики Башкортостан данного обращения Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2015 года № 144 Порядок дополнен пунктом 1.8.1, который определяет основания исключения молодой семьи, признанной в установленном порядке участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в Республике Башкортостан, из числа ее участников. К таким основаниям, в частности, относится превышение возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (подпункт "г").
Таким образом, Правительство Республики Башкортостан, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, действуя в рамках своих полномочий, предусмотренных пунктом 8 статьи 96 Конституции Республики Башкортостан, абзацем девятым части первой статьи 12, абзацем шестым статьи 13, абзацами вторым, четвертым и шестым статьи 15 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года № 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан", внесло изменения в правовое регулирование предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Конституционный Суд Республики Башкортостан в Определении от 7 апреля 2010 года № 48-О установил, что решение вопросов, касающихся установления конкретных мер социальной защиты и их размера, а также определения перечня лиц, на которых распространяются эти меры социальной поддержки, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Башкортостан составляет дискреционное правомочие уполномоченных на то органов государственной власти Республики Башкортостан. Названное Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан сохраняет свою силу, следовательно, выраженная в нем правовая позиция не требует дополнительного подтверждения. Это, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии неопределенности в оспариваемых заявительницами нормативных положениях, а их жалоба не подлежит рассмотрению в процедуре конституционного судопроизводства, поскольку обращение в соответствии с требованиями пункта "б" части 1 статьи 46 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" не является допустимым.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан А.С.Хабировой и Л.М.Жураковской, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: