Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Правительства РБ от 28.09.2015 N 416 "Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в первом полугодии 2015 года и приоритетных задачах"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2015 г. № 416

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2015 ГОДА
И ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧАХ

Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан в первом полугодии 2015 года происходило в менее благоприятных, чем планировалось, внешних условиях. Несмотря на это, органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления, предприятия и организации республики продолжили осуществление деятельности, направленной на достижение целевых ориентиров экономического развития Республики Башкортостан и обеспечение социальной стабильности.
Сокращение совокупного спроса на продукцию республиканских товаропроизводителей, снижение реальных доходов населения повлекли уменьшение валового регионального продукта. Индекс физического объема валового регионального продукта за первое полугодие 2015 года составил 95,5% к аналогичному периоду прошлого года (по Российской Федерации - 96,6%).
Исходя из текущей динамики снижение валового регионального продукта в 2015 году оценивается на уровне 1,4% при ожидаемом снижении данного показателя в 2015 году по дополнительному варианту прогноза, утвержденного Постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 27 ноября 2014 года № ГС-774, на 0,1%.
Вместе с тем, индекс промышленного производства Республики Башкортостан за первое полугодие 2015 года составил 100,3% к аналогичному периоду прошлого года, превышая среднероссийский показатель, который не превысил 97,3%. В 2015 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 100,4% с превышением утвержденного прогнозного значения на 2015 год по дополнительному варианту на 1,7 процентного пункта.
По итогам первого полугодия 2015 года валовая продукция сельского хозяйства сложилась в объеме 43,3 млрд. рублей, или 97,4% к аналогичному периоду прошлого года (по Российской Федерации - 102,9%), в 2015 году ее темп прироста оценивается на уровне 2,0%. При этом в соответствии с утвержденным прогнозом по дополнительному варианту в 2015 году предусмотрен темп прироста на уровне 0,9%.
Объем строительных работ за январь - июнь 2015 года составил 60,3 млрд. рублей, или 100,2% к уровню аналогичного периода прошлого года (в Российской Федерации - 93,0%), текущая прогнозная оценка на 2015 год составляет 100,6% при спрогнозированном годом ранее по дополнительному варианту на 2015 год темпе 97,0%.
Общая площадь жилья, введенная в действие в первом полугодии текущего года, 1,2 млн. кв. м, что на 13,0% превышает полугодовой уровень 2014 года. По оценке, ввод в действие жилых домов в 2015 году составит 100,3% при его прогнозном значении на 2015 год по базовому варианту - на уровне 102,3%.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 1 июля 2015 года составили 65,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с поступлениями аналогичного периода 2014 года на 10,0%, при утвержденном плане на 2015 год - в объеме 127,8 млрд. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в первом полугодии 2015 года составил 114,9 млрд. рублей, увеличившись на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (в Российской Федерации - снижение на 5,4%). По оценке, на 2015 год рост объема инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 105,6% при утвержденном прогнозном значении по дополнительному варианту на 2015 год на уровне 98,5%.
Результаты экономической деятельности позволили создать условия для сохранения социальной стабильности.
Среднемесячная заработная плата увеличилась за январь - июнь 2015 года на 3,4% в номинальном выражении, составив 25,0 тыс. рублей, в реальном выражении - сложилась на уровне 89,9% к аналогичному периоду прошлого года. По оценке, среднемесячная заработная плата в 2015 году вырастет на 4,0% при спрогнозированном росте по базовому варианту на 2015 год на 7,2%.
Среднедушевые денежные доходы населения за первое полугодие 2015 года составили 23,3 тыс. рублей с увеличением на 5,0%, в реальном выражении - 93,2% к аналогичному периоду прошлого года. По оценке темп роста среднедушевых денежных доходов в 2015 году составит 108,3% при росте 108,6% по базовому варианту прогноза на 2015 год.
Численность зарегистрированных безработных увеличилась с 23,0 тыс. человек на начало года до 24,7 тыс. человек на 1 июля 2015 года, к концу года ожидается рост на 15,3%. В дополнительном варианте прогноза на 2015 год предусмотрен рост показателя на 29,3%. Уровень регистрируемой безработицы на начало второго полугодия 2015 года составил 1,25% экономически активного населения, уровень общей безработицы - 6,1%. Показатель напряженности на рынке труда с начала 2015 года вырос с 0,8 до 1,0. По оценке, к концу 2015 года уровень регистрируемой безработицы ожидается в размере 1,4% при утвержденном прогнозном значении по базовому варианту на 2015 год в пределах 1,3%, общей безработицы - 5,8% при утвержденном по базовому варианту на 2015 год прогнозном значении 5,8%.
Ухудшение условий экономической деятельности в первом полугодии 2015 года проявилось в общей миграционной убыли населения, которая составила 1983 человека.
В целом демографическая ситуация в части естественного прироста населения осталась положительной (230 человек). В отчетном периоде наблюдается некоторое увеличение смертности и уменьшение рождаемости по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года: число родившихся за январь - июнь 2015 года составило 28,5 тыс. человек, что на 683 человека меньше по сравнению с январем - июнем 2014 года, число умерших составило 28,3 тыс. человек, что на 1534 человека больше по сравнению с январем - июнем 2014 года.
Для достижения намеченных целей социально-экономического развития республики Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Определить следующие приоритетные задачи в области социально-экономического развития Республики Башкортостан:
1.1. В инвестиционной сфере в целях обеспечения в 2016 году прироста инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств на 5,9% к уровню 2015 года, достижения уровня развития государственно-частного партнерства Республики Башкортостан 54,2%:
инициирование инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение, создание высокопроизводительных рабочих мест, внедрение инновационных технологий, повышение производительности труда, повышение эффективности использования природных ресурсов;
принятие плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации в Республике Башкортостан лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;
создание Проектного офиса по реализации мероприятий в рамках участия Республики Башкортостан в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;
формирование и реализация календарного плана встреч руководства Республики Башкортостан с существующими и потенциальными инвесторами;
обеспечение сопровождения инвестиционных проектов республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Башкортостан;
обеспечение выхода приоритетных инвестиционных проектов на проектную мощность;
внедрение в 2015 году в 17 муниципальных образованиях Республики Башкортостан успешных практик, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата;
обеспечение финансированием завершения строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, осуществляемого за счет государственных средств;
осуществление бюджетных инвестиций после проведения сравнительного анализа различных вариантов реализации инвестиционного проекта;
расширение использования механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов, привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры;
внедрение Стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан.
1.2. В сфере промышленного производства в целях достижения в 2016 году индекса промышленного производства не менее 102,1%:
разработка и реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению производительности труда;
принятие республиканской программы инновационного развития;
увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест и налоговых платежей предприятий, осуществляющих деятельность в индустриальных парках;
активизация взаимодействия организаций Республики Башкортостан с федеральными органами исполнительной власти и вертикально интегрированными компаниями в целях привлечения инвестиций.
1.3. В сфере агропромышленного комплекса и лесного хозяйства в целях достижения в 2016 году роста объема валовой продукции сельского хозяйства не менее, чем на 1,8% к уровню 2015 года:
повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций;
обеспечение роста объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции в соответствии с планом мероприятий ("дорожной карты") по содействию импортозамещению на 2015 - 2017 годы;
обеспечение глубокой переработки продукции сельхозтоваропроизводителей предприятиями республики;
оптимизация направлений государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей исходя из достижений ими целевых показателей;
привлечение квалифицированных кадров в сельскохозяйственные организации путем дополнительной мотивации и развития социальной инфраструктуры села;
принятие мер по усилению государственного пожарного надзора в лесах и обеспечение мероприятий по противопожарному обустройству лесов на территории Республики Башкортостан.
1.4. В сфере строительства, транспорта и дорожного хозяйства в целях выполнения в 2016 году объема строительных работ не ниже 100% от уровня 2015 года, достижения прироста протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, не менее 0,5% к 2015 году:
обеспечение доступным и комфортным жильем в соответствии с программой "Жилье для российской семьи";
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Республики Башкортостан в соответствии с адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
обеспечение доступности транспортных услуг для населения республики на социально значимых маршрутах, в первую очередь, для льготных категорий граждан, школьников, студентов, пенсионеров, при одновременном сокращении объемов поддержки транспортных организаций с учетом мер тарифного регулирования на уровне, обеспечивающем безубыточность их деятельности;
развитие рынка газомоторного топлива;
разработка и внедрение нормативных затрат на строительство, ремонт и обслуживание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
проведение мониторинга стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения.
1.5. В сфере торговли и общественного питания в целях достижения в 2016 году темпов роста оборота розничной торговли не менее 102,1% к уровню 2015 года:
сохранение доступности потребительских товаров, особенно продовольственной группы, наличие широкого ассортимента продукции по доступным ценам;
мониторинг развития торговли в малых и удаленных населенных пунктах;
дальнейшее развитие инфраструктуры предприятий общественного питания экономичных форматов;
инициирование инвестиционных проектов, направленных на создание оптово-логистических центров;
поддержка республиканских товаропроизводителей в продвижении товаров на республиканском и межрегиональном рынках;
мониторинг качества продукции на потребительском рынке.
1.6. В сфере развития малого и среднего предпринимательства в целях достижения в 2016 году количества малых и микропредприятий не менее 42,26 тыс. единиц:
разработка стратегии развития малого и среднего предпринимательства, направленной на значительное увеличение к 2020 году численности работников на малых и средних предприятиях;
повышение эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие сотрудничеству субъектов малого предпринимательства с крупными и средними организациями через механизм аутсорсинга.
1.7. В сфере тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства в целях обеспечения в 2016 году доли убыточных организаций не более 10% от общего числа организаций жилищно-коммунального хозяйства в Республике Башкортостан:
внедрение социальных норм потребления электрической энергии в соответствии с федеральными требованиями;
переход на долгосрочное регулирование тарифов;
обеспечение соблюдения в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований;
повышение эффективности деятельности и финансовой устойчивости организаций коммунального комплекса;
передача в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства, неэффективно управляемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
1.8. В сфере территориального развития в целях достижения в 2016 году доли муниципальных районов и городских округов, имеющих свыше 50% показателей социально-экономического развития со стабильной положительной динамикой, не менее 45,0% от общего числа муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан:
пролонгация до 1 января 2017 года комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований, завершающих свое действие в 2015 году, актуализировав их с учетом комплексного плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Башкортостан на 2015 - 2017 годы и планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан на 2015 - 2017 годы;
разработка и утверждение в 2016 году документов стратегического планирования муниципальных образований в рамках реализации Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закона Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан";
обеспечение бесперебойной работы системы комплексного мониторинга социально-экономического положения в моногородах;
подготовка перечня инвестиционных проектов, планируемых к реализации в моногородах.
1.9. В сфере управления общественными финансами и государственным имуществом в целях достижения темпа роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан не ниже темпов роста валового регионального продукта, уровня отношения дефицита к доходам бюджета Республики Башкортостан без учета безвозмездных поступлений не более 10% и сохранения уровня отношения государственного долга к доходам бюджета Республики Башкортостан без учета объема безвозмездных поступлений не более 30%:
достижение установленных целевых индикаторов роста налоговых и неналоговых доходов в соответствии с комплексным планом мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2017 года, утвержденным распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 августа 2014 года № 878-р;
оптимизация состава налоговых льгот и преференций путем повышения их целевой направленности на достижение конкретных результатов, в том числе определенных государственными программами;
обеспечение интеграции налоговой политики (в части предоставления налоговых льгот) с общими направлениями повышения эффективности использования бюджетных средств - учет и анализ налоговых льгот в качестве "налоговых расходов" бюджетов;
увеличение поступлений имущественных налогов, в том числе за счет перехода на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости имущества, легализации объектов недвижимого имущества, введения адресности предоставления налоговых льгот;
принятие мер по увеличению собираемости акцизов на основе стабилизации в пивоваренной отрасли и производстве крепкого алкоголя;
оптимизация форм и размеров участия Республики Башкортостан в деятельности хозяйствующих субъектов;
ликвидация либо реорганизация убыточных государственных унитарных предприятий, утверждение бизнес-планов по всем государственным унитарным предприятиям, совершенствование системы трудовых отношений с исполнительными органами государственных унитарных предприятий;
повышение качества управления общественными финансами на уровне государственных учреждений, перестройка системы организации предоставления государственных услуг и выполнения работ, их финансового обеспечения;
формирование в Республике Башкортостан системы нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг, оказания государственных услуг и выполнения работ, ресурсного обеспечения деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан;
утверждение нового перечня государственных программ Республики Башкортостан, актуализация государственных программ Республики Башкортостан;
актуализация планов мероприятий ("дорожных карт") по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов;
актуализация комплексного плана обеспечения устойчивости экономики и социальной стабильности в Республике Башкортостан, утвержденного распоряжением Главы Республики Башкортостан от 13 февраля 2015 года № РГ-26;
обеспечение сокращения до приемлемых и экономически обоснованных уровней и структуры государственного долга и дефицита консолидированного бюджета;
исполнение принятых обязательств по соглашениям о предоставлении бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета бюджетных кредитов и условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, проведенной в 2012 и 2015 годах;
экономическое стимулирование целевого и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
разработка порядка реализации на территории Республики Башкортостан пилотного проекта по кредитованию сельскохозяйственных производителей под залог земли.
1.10. В области социального развития в целях достижения в 2016 году продолжительности жизни - не менее 72,7 лет, среднемесячной заработной платы работников организаций - не менее 28,4 тыс. рублей, реальных располагаемых денежных доходов населения - 101,3% к 2015 году, уровня безработицы по методологии Международной организации труда - не более 6,0%, доли обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях - не менее 87,6%:
разработка и принятие комплекса мер, направленных на снижение уровня смертности населения;
строительство перинатальных центров в целях повышения качества оказания медицинской помощи при родовспоможении;
продолжение работы по переходу на страховые принципы оплаты медицинских услуг;
проведение комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, незаконно потребляющих наркотические средства или психотропные вещества;
содействие семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
приведение в соответствие с федеральными стандартами материально-технической базы дошкольных и общеобразовательных организаций;
сокращение численности обучающихся во вторую смену в общеобразовательных организациях республики;
ликвидация очереди в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Башкортостан;
постоянный мониторинг и контроль ситуации по своевременной выплате работникам заработной платы в организациях республики;
принятие дополнительных мер по снижению неформальной занятости населения;
социальное обеспечение исходя из принципов адресности и нуждаемости в целях обеспечения социальной справедливости;
продолжение работы по формированию безбарьерной среды для инвалидов и разработка соответствующих программных документов;
реализация комплекса мер по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве;
повышение уровня удовлетворенности населения Республики Башкортостан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в социальной сфере;
воспитание культуры здорового образа жизни и массового спорта среди населения;
принятие мер по эффективному использованию спортивных объектов;
поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
развитие волонтерского движения в республике;
развитие системы подготовки, привлечения детей, талантливой молодежи к участию в творческих мероприятиях;
формирование, учет, хранение, изучение и обеспечение сохранности предметов музейного фонда;
принятие дополнительных мер по сохранению объектов культурного наследия;
сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан;
обеспечение доступности информации посредством использования электронных ресурсов учреждений социокультурной сферы;
перевод на электронные носители особо ценных архивных документов Архивного фонда Республики Башкортостан;
обеспечение хранения и сохранности архивных фондов в помещениях, отвечающих нормативным требованиям;
создание и развитие электронных баз данных по наиболее востребованным комплексам архивных документов.
2. Контроль за реализацией настоящего Постановления возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей.

Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ


------------------------------------------------------------------