Типы документов

Реклама

Партнеры


Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 04.06.2015 N 87-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ахметзяновой Танзили Шавкатовны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями Закона Республики Башкортостан "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках", Постановления Правительства Республики Башкортостан "О реализации Закона Республики Башкортостан "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках" и Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения специалистам государственных и муниципальных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. № 87-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
АХМЕТЗЯНОВОЙ ТАНЗИЛИ ШАВКАТОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ И РАБОТАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
И РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ", ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН "О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ
И РАБОТАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ"
И ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ И ОСВЕЩЕНИЯ
СПЕЦИАЛИСТАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ПРОЖИВАЮЩИМ И РАБОТАЮЩИМ В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
И РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И.Еникеева, судей Р.Р.Каримовой, В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи В.М.Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан Т.Ш.Ахметзянова оспаривает конституционность следующих положений нормативных правовых актов:
- части 4 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года № 238-з "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках" (далее - Закон от 29 ноября 2005 года № 238-з), предусматривающей сохранение за лицами, проработавшими не менее 10 лет в должностях специалистов, указанных в статье 1 этого Закона, право на получение ежемесячной компенсационной выплаты после назначения пенсии (независимо от ее вида) при условии, если на день назначения пенсии им предоставлялись меры социальной поддержки и они продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках;
- абзаца третьего подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2006 года № 275 "О реализации Закона Республики Башкортостан "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках" (далее - Постановление от 25 сентября 2006 года № 275), согласно которому право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом от 29 ноября 2005 года № 238-з, сохраняется за пенсионерами из числа специалистов, не вошедших в приложения № 1 и 2 к данному Постановлению, получавшими по состоянию на 1 января 2005 года соответствующие меры социальной поддержки согласно законодательству, при условии, если они продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках;
- абзацев третьего и пятого пункта 1.2 Положения о Порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения специалистам государственных и муниципальных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, утвержденного Постановлением от 25 сентября 2006 года № 275 (далее - Положение), устанавливающих, что право на получение ежемесячной компенсационной выплаты при условии начисления платы за жилое помещение, отопление и освещение имеют: пенсионеры, проработавшие до назначения пенсии не менее 10 лет в государственных и муниципальных учреждениях в должностях специалистов согласно Перечню должностей специалистов государственных и муниципальных учреждений, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, утвержденному Постановлением от 25 сентября 2006 года № 275 (далее - Перечень должностей), при условии, если на день назначения пенсии им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения за счет бюджета соответствующего уровня и эти пенсионеры продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках; пенсионеры из числа специалистов, не вошедших в Перечень должностей, но получавшие по состоянию на 31 декабря 2004 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет бюджета соответствующего уровня, при условии, если они продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения, устанавливающие в качестве оснований сохранения права на получение мер социальной поддержки отдельными категориями граждан обязательность предоставления их на день назначения пенсии, а также сохранение лишь за пенсионерами из числа специалистов, не вошедших в Перечень специалистов, но получавшими по состоянию на 1 января 2005 года соответствующие меры социальной поддержки, не подлежат применению, поскольку противоречат частям первой и второй статьи 19, части второй статьи 20 Конституции Республики Башкортостан, не отвечают конституционным принципам равенства всех перед законом и судом, умаляют ее права и свободы.
Анализ представленных материалов показал, что Т.Ш.Ахметзянова, постоянно проживая в селе Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, проработала с 14 февраля 2000 года по 29 декабря 2012 года специалистом ветеринарной службы в государственном учреждении Альшеевская районная ветеринарная лаборатория Республики Башкортостан (в настоящее время - государственное бюджетное учреждение Альшеевская районная ветеринарная станция Республики Башкортостан), где ей в течение этого периода предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как специалисту, входящему в Перечень должностей. После расторжения трудового договора по сокращению численности работников предоставление ежемесячных компенсационных выплат Т.Ш.Ахметзяновой было прекращено. Поскольку на момент назначения трудовой пенсии по старости (июль 2014 года) заявительнице не предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, отдел филиала государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Белебеевскому району и г. Белебею в Альшеевском районе отказал ей в предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 46 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения Конституционным Судом Республики Башкортостан ранее было вынесено решение, сохраняющее свою силу.
Вопрос, поставленный заявительницей о конституционности положений Закона от 29 ноября 2005 года № 238-з, разрешен Конституционным Судом Республики Башкортостан в Определении от 12 марта 2015 года № 84-О, принятом по жалобе гражданина Гараева Р.Г. о проверке конституционности части 4 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года № 238-з "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках".
Конституционный Суд Республики Башкортостан признал, что Государственное Собрание Республики Башкортостан, действуя в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяя размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям специалистов и пенсионерам из их числа, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках, в части 4 статьи 2 Закона от 29 ноября 2005 года № 238-з предусмотрело как меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, проработавшим не менее 10 лет в должностях педагогических работников в сельской местности, так и условия их предоставления. При этом в качестве необходимого условия для получения компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения после назначения пенсии законодательный орган республики признал обязательным предоставление гражданину указанных мер социальной поддержки на день назначения пенсии и его проживание в сельских населенных пунктах или рабочих поселках.
Конституционный Суд Республики Башкортостан пришел к выводу, что заявитель, утверждая о нарушении его прав в сфере социального обеспечения, несоблюдении конституционных принципов справедливости, оспаривал, по существу, основания приобретения права на получение мер социальной поддержки при назначении пенсии. Однако разрешение данного вопроса, как связанного с изменением условий реализации льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, является прерогативой законодателя.
Вопреки утверждению Р.Г.Гараева, Конституционный Суд Республики Башкортостан в оспариваемой им норме не усмотрел нарушения конституционного принципа равенства и указал, что данное правовое регулирование в равной мере распространяется на всех лиц, проработавших не менее 10 лет в должностях педагогических работников в сельской местности, направлено на обеспечение адресности социальной защиты названной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Закон от 29 ноября 2005 года № 238-з устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий специалистов, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Республики Башкортостан, и распространяет свое действие в равной мере как на педагогических работников, так и на специалистов ветеринарной службы, к которым относится Т.Ш.Ахметзянова (часть 1 статьи 1, часть 4 статьи 2). Следовательно, указанное Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан и выраженные в нем правовые позиции и выводы сохраняют свою силу в отношении требований заявительницы о проверке конституционности части 4 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года № 238-з.
3. В целях реализации Закона от 29 ноября 2005 года № 238-з Правительством Республики Башкортостан принято оспариваемое заявителем Положение, в абзаце третьем пункта 1.2 которого воспроизведена норма части 4 статьи 2 указанного Закона.
Следовательно, правовая позиция, изложенная в ранее принятом и сохраняющем свою силу Определении от 12 марта 2015 года № 84-О, распространяется и на абзац третий пункта 1.2 Положения.
4. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 153) предписал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Приведенная норма федерального закона действует на всей территории Российской Федерации.
Руководствуясь названными требованиями, законодатель Республики Башкортостан, с целью сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты отдельных категорий граждан в статье 7 Закона от 29 ноября 2005 года предусмотрел, что положения указанного Закона распространяются только на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Основываясь на данных законоположениях Правительство Республики Башкортостан в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 Постановления от 25 сентября 2006 года № 275 и абзаце пятом пункта 1.2 Положения указало, что за пенсионерами из числа специалистов, не вошедших в Перечень должностей, но получавших по состоянию на 31 декабря 2004 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет бюджета соответствующего уровня, право на получение указанных мер социальной поддержки сохраняется при условии, если они продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках.
На основании изложенного, Конституционный Суд Республики Башкортостан не усматривает неопределенности в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемые нормы Постановления от 25 сентября 2006 года № 275 и Положения. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ от принятия обращения к рассмотрению.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктами "б", "в" части 1 статьи 46 и частью 2 статьи 74, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ахметзяновой Танзили Шавкатовны как в проверке на соответствие Конституции Республики Башкортостан части 4 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года № 238-з "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках", поскольку по поставленному заявительницей вопросу Конституционным Судом Республики Башкортостан ранее было вынесено Определение, сохраняющее свою силу, так и в части проверки на соответствие Конституции Республики Башкортостан абзаца третьего подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2006 года № 275 "О реализации Закона Республики Башкортостан "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках", абзаца третьего и пятого пункта 1.2 Положения о Порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения специалистам государственных и муниципальных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, утвержденного Постановлением от 25 сентября 2006 года № 275, поскольку в указанной части она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).

Конституционный Суд
Республики Башкортостан


------------------------------------------------------------------