Типы документов

Реклама

Партнеры


Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 23.04.2015 N 86-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гайнанова Роберта Мираловича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. № 86-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ГАЙНАНОВА РОБЕРТА МИРАЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ
ДОМАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И.Еникеева, судей Р.Р.Каримовой, В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р.Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своей жалобе заявитель оспаривает конституционность части 3 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 28 июня 2013 года № 694-з "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан", устанавливающей, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная республиканская программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
По мнению Р.М.Гайнанова, приведенная норма противоречит Конституции Республики Башкортостан и нарушает его конституционные права, поскольку неправомерно обязывает заявителя ежемесячно уплачивать взносы в фонд капитального ремонта, средства которого расходуются на проведение капитального ремонта не дома, где он проживает, а других многоквартирных домов.
2. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (части первая и вторая статьи 46).
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
На федеральном уровне действует Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно которому жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с этими законами указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5).
Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации включен раздел IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", регламентирующий порядок финансирования и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Часть 1 статьи 167 указанного раздела Жилищного кодекса Российской Федерации предписывает органам государственной власти субъекта Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, направленные на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Статья 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов предусматривает утверждение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В Республике Башкортостан во исполнение указанных федеральных требований 28 июня 2013 года принят Закон № 694-з "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан", направленный в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан, и регулирующий отдельные вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
3. Оспариваемая заявителем часть 3 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" устанавливает момент возникновения обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт - по истечении восьми месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная республиканская программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Как показал анализ, данная норма основана на требовании части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой "Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом".
4. Содержащиеся в гражданском и жилищном законодательстве положения об обязанности собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать соответствующие взносы на капитальный ремонт имеющегося в этих домах общего имущества уже были предметом конституционного контроля. Так, в Определении от 24 октября 2013 года № 1672-О Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что "положения статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие обязанность участника долевой собственности соразмерно со своей долей участвовать в том числе в издержках по содержанию и сохранению общего имущества, а также устанавливающие для собственников помещений в многоквартирном доме обязательное участие в расходах по содержанию и ремонту общего имущества дома, направлены на поддержание данного имущества в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, отвечают общим интересам собственников помещений. Налагаемое на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе в целях предотвращения причинения вреда имуществу других лиц, согласуется с предписанием статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации и не может расцениваться как нарушение его конституционных прав и свобод".
К таким же выводам пришел и Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев ряд законов субъектов Российской Федерации (Ленинградской, Тамбовской и Тверской областей), аналогичных по содержанию Закону Республики Башкортостан "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан", по заявлениям о признании их противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия. Он, в частности, отметил, что указанные законы, будучи направленными на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, не могут расцениваться как нарушающие права граждан; утверждения же о неправомерном возложении региональным законодателем на собственников квартир и помещений обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме несостоятельны (Определения от 2 июля 2014 года № 35-АПГ 14-2, от 2 июля 2014 года № 33-АПГ 14-4, от 23 июля 2014 года № 13-АПГ 14-23 и др.).
5. Конституционный Суд Республики Башкортостан не может согласиться с утверждением заявителя о недопустимости направления взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме, на ремонт общего имущества других многоквартирных домов, как это позволяет Закон Республики Башкортостан "Об организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан".
Частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование региональным оператором средств, полученных от собственников помещений в одних многоквартирных домах для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, но на возвратной основе. При определенных условиях (часть 2 статьи 174, статья 184 Жилищного кодекса Российской Федерации) средства фонда капитального ремонта возвращаются собственникам помещений в многоквартирных жилых домах (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2013 года № 93-КГПР 13-4).
По смыслу части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Республики Башкортостан является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая норма. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ от принятия обращения к рассмотрению.
Поскольку в вопросе о конституционности оспариваемых заявителем положений неопределенность отсутствует, его обращение не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктом "б" части 1 статьи 46 и частью 2 статьи 74 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р.М.Гайнанова, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).

Конституционный Суд
Республики Башкортостан


------------------------------------------------------------------