Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 12.03.2015 N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гараева Рамиля Гамировича на нарушение конституционных прав и свобод частью 4 статьи 2 Закона Республики Башкортостан "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. № 84-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ГАРАЕВА РАМИЛЯ ГАМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ
И РАБОТАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ"
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И.Еникеева, судей Р.Р.Каримовой, В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи В.М.Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан Р.Г.Гараев просит проверить конституционность части 4 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года № 238-з "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2008 года № 80-з) в части, предусматривающей сохранение за лицами, проработавшими не менее 10 лет в должностях специалистов, указанных в статье 1 этого же Закона (в числе которых педагогические работники), права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг после назначения пенсии (независимо от ее вида) при условии, если на день назначения пенсии им предоставлялись меры социальной поддержки и они продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках.
Как следует из представленных материалов, Р.Г.Гараев, являясь с 1 декабря 1997 года пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации, проработал с 4 мая 1999 года по 6 сентября 2010 года преподавателем федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Аксеновский сельскохозяйственной техникум", где ему в течение этого периода предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставление указанных компенсационных выплат Р.Г.Гараеву было прекращено в связи с расторжением с ним трудового договора по сокращению численности работников. Поскольку заявитель не пользовался льготой по компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг на день назначения трудовой пенсии по старости (1 апреля 2012 года), соответствующая комиссия учебного заведения по месту его работы (в настоящее время - государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Аксеновский сельскохозяйственной техникум") вынесла решение об отказе в предоставлении льготы по достижении Р.Г.Гараевым пенсионного возраста со ссылкой на отсутствие предусмотренных законом условий, определяющих право на получение денежной компенсации.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, закрепляющее в качестве одного из оснований для сохранения права на получение вышеуказанных мер социальной поддержки обязательность предоставления их на день назначения пенсии, нарушает его права и свободы в сфере социального обеспечения, противоречит конституционным принципам справедливости и равенства, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, единства правового пространства и не соответствует статье 2, части второй статьи 14, частям первой и второй статьи 17, статье 18, частям первой и второй статьи 19 Конституции Республики Башкортостан.
Кроме того, Р.Г.Гараев считает, что законодатель Республики Башкортостан, определив круг получателей и порядок предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг после назначения пенсии, фактически ограничил установленное федеральным законодательством право педагогических работников на получение компенсационных выплат, тем самым вышел за пределы своего ведения.
Вступившими в законную силу решениями судов общей юрисдикции отказано в удовлетворении искового требования Р.Г.Гараева о взыскании компенсации расходов за отопление и освещение за период с сентября 2010 года по июль 2012 года. Основанием для отказа послужил тот факт, что к моменту назначения пенсии по старости заявитель не пользовался льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а в период с 7 сентября 2010 года по 1 апреля 2012 года не относился к категории педагогических работников, работающих в сельской местности.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия конституционной жалобы Р.Г.Гараева к рассмотрению.
2.1. Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Республике Башкортостан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть первая статьи 11, часть первая статьи 45 Конституции Республики Башкортостан).
Общие вопросы образования, сфера социальной защиты, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "е", "ж" и "к" части 1; статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит, в частности, организацию предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (подпункт 24 пункта 2, пункт 3.1 статьи 26.3).
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160).
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 65); установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации (статья 8); расходы по обязательствам субъектов Российской Федерации устанавливаются путем принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (статья 85); принцип самостоятельности бюджетов означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 28, 31).
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", действовавшим на момент принятия оспариваемых норм, предусматривалось, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 5 статьи 55). Данное законоположение сохранило свою силу и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 8 статьи 47).
Порядок предоставления мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, устанавливался Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", позднее закреплялся в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" и от 24 января 1985 года № 85 "О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах" и других нормативно-правовых актах СССР.
Так, в соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности педагогическими работниками, если общий стаж их работы составлял не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами (пункт 1).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2011 года № 1184-О-О предоставление мер социальной поддержки (льгот) вышедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, осуществлялось на основании указанных ранее действовавших нормативно-правовых актов. Проверяя по жалобе Н.И.Терехиной конституционность закона Ульяновской области "О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области" в части непредоставления права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг пенсионерам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеющим не менее 10 лет стажа работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), но не имевшим на момент выхода на пенсию права на получение указанных мер социальной поддержки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в оспоренном заявительницей законе "были определены категории граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, и условия ее предоставления, в том числе в части 2 статьи 2 - для вышедших на пенсию педагогических работников. Такое правовое регулирование направлено на сохранение за вышедшими на пенсию педагогическими работниками, имеющими длительный стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), мер социальной поддержки (ранее - льгот), которыми они длительное время пользовались, в силу чего не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявительницы".
2.2. Закон Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года № 238-з "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках" направлен на реализацию предписаний вышеприведенного федерального законодательства и устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий специалистов, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Республики Башкортостан, а также особенности оплаты труда отдельных категорий специалистов, работающих в указанных населенных пунктах. Согласно его статье 1 право на получение мер социальной поддержки в соответствии с данным Законом имеют специалисты государственных и муниципальных учреждений, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, и в частности, педагогические работники (пункт 1 части 1). За указанными лицами, проработавшими не менее 10 лет в должностях специалистов, право на получение мер социальной поддержки сохраняется после назначения пенсии (независимо от ее вида) при условии, если на день назначения пенсии им предоставлялись указанные меры социальной поддержки и они продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках (часть 4 статьи 2).
Следовательно, законодательный орган республики, определяя размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям специалистов и пенсионерам из их числа, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках, действовал в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Учитывая трудовые заслуги граждан перед обществом и государством, законодатель Республики Башкортостан в части 4 статьи 2 Закона "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках" предусмотрел как меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, проработавшим не менее 10 лет в должностях педагогических работников в сельской местности, так и условия их предоставления. При этом в качестве необходимого условия для получения компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения после назначения пенсии признано обязательным предоставление гражданину указанных мер социальной поддержки на день назначения пенсии и его проживание в сельских населенных пунктах или рабочих поселках.
Утверждая о нарушении своих прав в сфере социального обеспечения, несоблюдении конституционных принципов справедливости, единства правового пространства, Р.Г.Гараев, по существу, оспаривает основание приобретения права на получение мер социальной поддержки при досрочном назначении пенсии. Однако разрешение данного вопроса, как связанного с изменением условий реализации льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, является прерогативой законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан, определенной статьей 106 Конституции Республики Башкортостан и статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан, вопреки утверждению заявителя, в оспариваемой им норме не усматривает нарушения конституционного принципа равенства. Данное правовое регулирование в равной мере распространяется на всех лиц, проработавших не менее 10 лет в должностях педагогических работников в сельской местности, направлено на обеспечение адресности социальной защиты названной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
По смыслу части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая норма. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ от принятия обращения к рассмотрению.
Поскольку в вопросе о конституционности оспариваемых заявителем положений неопределенность отсутствует, его обращение не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гараева Рамиля Гаримовича, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: