Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 03.03.2015 N 83-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Батталова Рустама Рафаэлевича на нарушение конституционных прав отдельными положениями Порядка приема и проверки документов, представляемых кандидатами в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан при проведении досрочных выборов Президента Республики Башкортостан 14 сентября 2014 года, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 июня 2014 года N 71/17-5"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. № 83-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
БАТТАЛОВА РУСТАМА РАФАЭЛЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОРЯДКА ПРИЕМА И ПРОВЕРКИ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ КАНДИДАТАМИ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ
ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КОМИССИЮ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ДОСРОЧНЫХ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 14 СЕНТЯБРЯ 2014 ГОДА,
УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТ 18 ИЮНЯ 2014 ГОДА № 71/17-5
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И.Еникеева, судей Р.Р.Каримовой, В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Р.Р.Каримовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин Р.Р.Батталов просит проверить конституционность пунктов 3.1, 3.3 и 5.1 Порядка приема и проверки документов, представляемых кандидатами в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан при проведении досрочных выборов Президента Республики Башкортостан 14 сентября 2014 года (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 июня 2014 года № 71/17-5.
По мнению заявителя, отсутствие в этих пунктах требования о необходимости проведения Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан процедуры проверки знания государственных языков Республики Башкортостан или предоставлении информации о владении государственными языками Республики Башкортостан кандидатами в Президенты Республики Башкортостан вызывает неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемый акт статье 86 Конституции Республики Башкортостан.
В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Республики Башкортостан (Закон Республики Башкортостан от 4 марта 2014 года № 57-з "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан"), с 1 января 2015 года высшее должностное лицо республики именуется "Главой Республики Башкортостан". Однако, ввиду того, что жалоба Р.Р.Батталова поступила в Конституционный Суд Республики Башкортостан до вступления указанных изменений в законную силу, при проведении предварительного изучения обращения анализу подлежат законоположения Республики Башкортостан в прежней редакции.
2. Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Гражданам в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан обеспечивается право избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. Это право признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан на основе конституционного принципа равноправия, означающего в числе прочего обязанность государства гарантировать равенство прав и свобод гражданина независимо от национальности, языка (часть первая статьи 1, часть первая статьи 17, часть вторая статьи 19 и часть вторая статьи 33 Конституции Республики Башкортостан).
Корреспондирующие приведенным предписаниям пункты 1 и 3 статьи 21 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года также устанавливают, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и воля народа должна находить свое выражение на периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права. Аналогичные положения закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года (статья 25).
По смыслу вышеуказанных норм Конституции Республики Башкортостан и международно-правовых актов, право избирать и быть избранным представляет собой неотъемлемый элемент конституционно-правового статуса гражданина в демократическом обществе и призвано обеспечить каждому гражданину возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений быть полноправным субъектом народовластия.
2.1. Регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), а их защита - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Одним из способов защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина является законодательное закрепление в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) основных гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 1 статьи 1).
Для обеспечения реализации прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах, законами субъекта Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом (пункт 3 статьи 1), в том числе определяться порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (подпункт "к" пункта 2 статьи 5, статья 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). При этом, установленные Федеральным законом основные гарантии избирательных прав могут быть изменены не иначе как путем внесения в него изменений и не могут быть сужены законом субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 1 Федерального закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации соответствующий закон субъекта Российской Федерации выступает в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан. Законодатель субъекта Российской Федерации, в свою очередь, вводя конкретные избирательные процедуры не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Законодатель субъекта Российской Федерации не вправе также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод и тем более - устанавливать такие процедуры и условия, которые затрагивают само существо права на свободные выборы (Постановление от 11 марта 2008 года № 4-П).
Таким образом, осуществляя такое регулирование, законодатель субъекта Российской Федерации должен обеспечивать соблюдение конституционных принципов и норм, в том числе относящихся к условиям и пределам допустимых ограничений прав и свобод граждан.
2.2. Обязательные условия выдвижения и приобретения прав и обязанностей кандидатов, в том числе на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, закреплены в Федеральном законе (статья 4; пункты 2, 2.1, 2.2, 3, 3.1, 6 статьи 33; пункт 19 статьи 37, статья 38 и др.) и Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 18).
Правовые гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации на территории Республики Башкортостан в соответствии с Федеральным законом устанавливает Кодекс Республики Башкортостан о выборах.
Анализ показал, что его положения, регламентирующие вопросы приобретения пассивного избирательного права, по своему содержанию являются аналогичными вышеприведенным нормам федеральных законов, регулирующим данные избирательные правоотношения и устанавливающим перечень сведений (документов), предоставление которых необходимо для выдвижения и регистрации кандидатов.
2.3. Конституция Российской Федерации, исходя из исторически сложившегося государственного единства и в целях решения общегосударственных задач в Российской Федерации как многонациональной стране, определяет, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Кроме того, с учетом обусловленных факторами исторического и национального характера особенностей конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации - признает за ними право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68, части 1 и 2).
Конституция Республики Башкортостан определяет, что государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки (часть четвертая статьи 1). В ее статье 86 предусмотрено, что Президент Республики Башкортостан обязан владеть государственными языками Республики Башкортостан. Однако Конституция Республики Башкортостан непосредственно не устанавливает условия приобретения и реализации гражданином пассивного избирательного права при выборах Президента Республики Башкортостан, связанные с языковой принадлежностью.
Согласно Перечню государственных должностей Республики Башкортостан, утвержденному Указом Президента Республики Башкортостан от 29 марта 2008 года № УП-126, Президент Республики Башкортостан является лицом, замещающим государственную должность Республики Башкортостан. Его правовой статус регламентирован Конституцией Республики Башкортостан (статьи 76, 78, 82-90, 97 и 123), Законом Республики Башкортостана от 19 апреля 2001 года № 215-3 "О Президенте Республики Башкортостан" и другими нормативными правовыми актами республики.
Кандидатом же, в том числе в Президенты Республики Башкортостан, является лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (пункт 31 статьи 2 Кодекса Республики Башкортостан о выборах).
Системный анализ законодательства Республики Башкортостан выявил, что конституционно-закрепленное требование об обязательном владении Президентом Республики Башкортостан государственными языками Республики Башкортостан содержится также в Законе Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 года № 216-з "О языках народов Республики Башкортостан". Вышеназванный Закон Республики Башкортостан предусматривает, что работа в органах государственной власти Республики Башкортостан и органах местного самоуправления осуществляется на русском языке. В органах государственной власти Республики Башкортостан и органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Башкортостан наряду с русским языком может употребляться башкирский язык (пункт 1 статьи 10). При этом отмечается, что Президент Республики Башкортостан обязан владеть государственными языками Республики Башкортостан (пункт 4 статьи 10). Из этого следует, что требование об обязанности Президента Республики Башкортостан владеть государственными языками Республики Башкортостан направлено на обеспечение организации работы органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления. Иное понимание данной нормы и, в частности, распространение ее на кандидатов на замещение должности Президента Республики Башкортостан, привело бы к необоснованному ограничению пассивного избирательного права граждан и, тем самым, нарушению принципа равенства на данной стадии избирательного процесса.
Это согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27 апреля 1998 года № 12-П. В нем указывается, что "Конституция Российской Федерации (статья 68, часть 2) закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации, что обусловлено государственной целостностью Российской Федерации, единством системы государственной власти, особенностями федеративного устройства Российской Федерации и служит интересам сохранения двуязычия (многоязычия) их многонациональных народов. Из этого, однако, не вытекает... необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах главы государства... В ходе избирательного процесса государственными органами, включая правоприменительные, должна обеспечиваться реализация избирательных прав граждан вне зависимости от требований к знанию языка".
Таким образом, республиканский законодатель, действуя в рамках делегированных ему полномочий, четко определенных федеральным законом, не вводит новое правовое регулирование в данной сфере общественных отношений и не устанавливает ни в Конституции Республики Башкортостан, ни в Кодексе Республики Башкортостан о выборах, ни в других законодательных актах условия приобретения и реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, в том числе при проведении выборов высшего должностного лица Республики Башкортостан, связанные с языковой принадлежностью.
Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан, не являясь законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан, не обладает вышеуказанными полномочиями и лишь воспроизводит действующие нормы Федерального закона и Кодекса Республики Башкортостан о выборах, регламентируя порядок работы Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан при проведении досрочных выборов Президента Республики Башкортостан.
Проанализировав представленные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан пришел к выводу об отсутствии неопределенности в вопросе о конституционности оспариваемого заявителем акта. Положения указанного Порядка основаны на требованиях федерального и республиканского законодательства, а их реализация, вследствие процедурно-технического характера, не может привести к нарушению конституционных прав граждан.
В этой связи жалоба Р.Р.Батталова, в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", не может быть принята Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74 и статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Батталова Рустама Рафаэлевича, поскольку она в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республик и Башкортостан" не является допустимой.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" www.npa.bashkortostan.ru).
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: