Типы документов

Реклама

Партнеры


Приказ Госкомюстиции РБ от 17.04.2015 N 202 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации"



Зарегистрировано в Государственном комитете РБ по делам юстиции 15 июня 2015 г. № 6445
-----------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПО ДЕЛАМ ЮСТИЦИИ

ПРИКАЗ
от 17 апреля 2015 г. № 202

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Госкомюстиции РБ от 13.11.2015 № 461)

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 111 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 111.
2. Признать утратившими силу:
Приказ Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов от 18 апреля 2012 года № 95 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации";
Приказ Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов от 13 марта 2013 года № 54 "О внесении изменений в Приказ Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов от 18 апреля 2012 года № 95";
Приказ Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов от 6 августа 2012 года № 201 "О внесении изменений в Приказ Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов от 18 апреля 2012 года № 95".
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции З.М.Галямова.

Председатель
Н.М.ГАЛЕЕВА





Утверждены
Приказом Государственного комитета
Республики Башкортостан
по делам юстиции
от 17 апреля 2015 г. № 202

РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТ 1 ИЮНЯ 1998 ГОДА № 111
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Госкомюстиции РБ от 13.11.2015 № 461)

Настоящие Разъяснения разработаны в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 111 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Правила) в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и контроля за соответствием издаваемых министерствами Республики Башкортостан, государственными комитетами Республики Башкортостан и республиканскими ведомствами (далее - республиканские органы исполнительной власти) нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законам Республики Башкортостан, указам и распоряжениям Главы Республики Башкортостан, постановлениям и распоряжениям Правительства Республики Башкортостан.

I. ПОДГОТОВКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1.1. Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений Главы Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан, а также по инициативе республиканских органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
1.2. При подготовке нормативных правовых актов необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" (далее - Закон) нормативный правовой акт Республики Башкортостан - это изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Под нормами права (правовыми нормами) в Законе понимаются официально установленные органами государственной власти Республики Башкортостан общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Республики Башкортостан.
Проект нормативного правового акта Республики Башкортостан - это документ, содержащий предварительный текст нормативного правового акта Республики Башкортостан, внесенный в установленном порядке на рассмотрение уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан.
1.3. Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов и инструкций.
Министерства Республики Башкортостан издают нормативные правовые акты в форме приказов и инструкций, государственные комитеты Республики Башкортостан и республиканские ведомства - в форме постановлений, приказов и инструкций.
Издаваемые республиканскими органами исполнительной власти акты иных наименований (положения, правила и другие) утверждаются соответственно приказами или постановлениями.
Акты, изданные в ином виде (директивы, распоряжения и другие), не должны носить нормативный правовой характер.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы республиканских органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
1.4. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений республиканского органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются должностные лица, ответственные за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба республиканского органа исполнительной власти.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими республиканскими органами исполнительной власти, по решению руководителя республиканского органа исполнительной власти или лица, исполняющего его обязанности, создаются рабочие группы.
В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации и Республики Башкортостан, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
1.5. Республиканские органы исполнительной власти проводят антикоррупционную экспертизу разработанных ими проектов нормативных правовых актов при проведении их правовой экспертизы.
В целях недопущения включения в проект нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, при подготовке проекта нормативного правового акта используется Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.
Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - независимая антикоррупционная экспертиза), в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, проекты нормативных правовых актов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в юридическую службу этого республиканского органа исполнительной власти, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
1.6. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими республиканскими органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких республиканских органов исполнительной власти.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Башкортостан, а также, если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность республиканских органов исполнительной власти.
1.7. Проекты нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Башкортостан и о внесении изменений в некоторые решения Кабинета Министров Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительством Республики Башкортостан от 13 апреля 2015 года № 126.
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта подлежит размещению на официальном сайте Министерства экономического развития Республики Башкортостан в сети Интернет не позднее 3 рабочих дней со дня его подготовки.
1.8. Согласование проекта нормативного правового акта осуществляется республиканским органом исполнительной власти в соответствии с установленной сферой его деятельности в 30-дневный срок с даты поступления на согласование.
В случае непредставления республиканским органом исполнительной власти документа, подтверждающего согласование проекта нормативного правового акта, либо замечаний к нему по истечении указанного срока проект нормативного правового акта считается согласованным.
В случае представления республиканским органом исполнительной власти замечаний и возражений, выходящих за пределы установленной сферы деятельности республиканского органа исполнительной власти, представившего их, такие замечания и возражения могут не учитываться республиканским органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта.
Согласование проекта нормативного правового акта оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя республиканского органа исполнительной власти (его заместителя) или лица, исполняющего его обязанности, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.
1.9. При наличии возражений проект нормативного правового акта визируется с замечаниями, которые оформляются на бланке республиканского органа исполнительной власти, подписываются руководителем (его заместителем) или лицом, исполняющим его обязанности, и прилагаются к указанному проекту (его копии).
При наличии разногласий по проекту нормативного правового акта, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий его разработку, должен обеспечить обсуждение указанного проекта с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия республиканские органы исполнительной власти оформляют протоколы согласительных совещаний, перечень мотивированных разногласий и подлинников замечаний, которые подписываются имеющими разногласия соответствующими руководителями республиканских органов исполнительной власти или по указанию руководителей их заместителями.
1.10. Проект нормативного правового акта, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия:
подписывается (утверждается) руководителем соответствующего республиканского органа исполнительной власти и направляется на государственную регистрацию в Государственный комитет Республики Башкортостан по делам юстиции (далее - Комитет);
направляется заместителю Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан (в соответствии с распределением обязанностей) вместе с протоколами согласительных совещаний для рассмотрения с участием руководителей республиканских органов исполнительной власти, имеющих разногласия. В отношении указанных разногласий заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан (в соответствии с распределением обязанностей) принимается соответствующее решение.
1.11. В случае, если в соответствии с указанным решением проект нормативного правового акта требует доработки, такой проект подлежит доработке и согласованию с республиканскими органами исполнительной власти в соответствии с Правилами.
В случае, если в соответствии с указанным решением проект нормативного правового акта не требует доработки, такой проект не нуждается в повторном согласовании с республиканскими органами исполнительной власти, а нормативный правовой акт после подписания (утверждения) направляется на государственную регистрацию в Комитет с приложением соответствующего решения.
В случае принятия руководителем соответствующего республиканского органа исполнительной власти (лицом, исполняющим его обязанности) решения о подписании (утверждении) проекта нормативного правового акта, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия, руководитель республиканского органа исполнительной власти (лицо, исполняющее его обязанности), замечания которого к проекту нормативного правового акта не были учтены в ходе согласительных совещаний, направляет заместителю Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан (в соответствии с распределением обязанностей) для принятия решения материалы разногласий, проект нормативного правового акта, по которому имеются неурегулированные разногласия, и протоколы согласительных совещаний.
По решению заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан (в соответствии с распределением обязанностей) Комитету дается поручение о приостановке регистрации акта до принятия соответствующего решения.
В случае, если после государственной регистрации в Комитете нормативного правового акта, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия, заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан (в соответствии с распределением обязанностей) рассмотрено обращение в отношении указанных разногласий и принято решение о целесообразности доработки нормативного правового акта с учетом замечаний соответствующего республиканского органа исполнительной власти, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан (в соответствии с распределением обязанностей) дает руководителю республиканского органа исполнительной власти, которым подписан (утвержден) такой нормативный правовой акт, поручение о внесении в соответствии с Правилами изменений в указанный нормативный правовой акт.
1.12. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Содержание нормативного правового акта должно с наибольшей полнотой отражать предмет его правового регулирования, обеспечивать согласованность и не допускать противоречий с другими нормативными правовыми актами, действующими в данной области, облегчать его правильное понимание и дальнейшую реализацию.
Текст нормативного правового акта, издаваемого республиканскими органами исполнительной власти, состоит из вступительной части (далее - преамбула) и распорядительной (приказной) части (далее - распорядительная часть). Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. При наличии преамбулы распорядительная часть должна начинаться словом "приказываю" или "постановляет".
При издании республиканским органом исполнительной власти нормативного правового акта в нем указывается на основе и во исполнение какого закона Республики Башкортостан и иного нормативного правового акта (его статьи или пункта) он издается.
Распорядительная часть нормативного правового акта излагается в повелительной (императивной) форме. Каждый пункт распорядительной части должен начинаться с глагола.
В распорядительной части нормативного правового акта нормативные предписания излагаются в последовательности, обеспечивающей правильное их понимание и применение нормативного правового акта.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Использование дефисов (символов "-") или иных специальных символов при более мелком делении подпунктов не допускается.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы. Административный регламент включает разделы, которые состоят из подразделов.
Главы (разделы) нумеруются римскими цифрами.
Главы (разделы и подразделы) должны иметь соответствующие заголовки, отражающие в краткой форме их содержательную часть. Точка в конце заголовка не ставится.
Пункт проекта нормативного правового акта должен содержать одно нормативное предписание. Несколько нормативных предписаний помещаются в один пункт в случаях, когда это необходимо для их правильного понимания и применения. В иных случаях такие предписания излагаются в подпунктах.
Термины, используемые в нормативном правовом акте, должны употребляться в проекте только в одном значении и в соответствии с терминологией, принятой в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Башкортостан, за исключением случаев, когда самим проектом нормативного правового акта предусматривается изменение ранее принятой терминологии.
Наименование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных государственных органов и организаций и их структурных подразделений, а также должностей соответствующих должностных лиц воспроизводится в нормативном правовом акте в точном соответствии с их официальным наименованием, предусмотренным положением (уставом или иным официальным документом).
Нормативные предписания формулируются с целью совершенствования всех ранее изданных нормативных правовых актов по данному предмету правового регулирования, взаимной их увязки и устранения множественности нормативных правовых актов по одному и тому же предмету правового регулирования. Для этого при внесении изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты в проекте разрабатываемого нормативного правового акта:
нормативные предписания располагаются в логической последовательности, унифицируется используемая в нем терминология и стиль изложения;
заменяются все устаревшие и утратившие значение термины, названия и другие выражения;
объединяются в один пункт (подпункт) все однородные, повторяющиеся, конкретизирующие и дополняющие друг друга нормативные предписания;
дается новая редакция пунктов (подпунктов);
исключаются нормы, противоречащие изданным нормативным правовым актам, практически утратившие значение, временные нормы, срок действия которых истек, а также нормативные предписания индивидуального характера.
1.13. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые должны иметь ссылки на эти акты.
В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование республиканского органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер.
В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений актов республиканских органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование республиканского органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Республики Башкортостан, Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов либо Комитета, которым акт был признан не нуждающимся в государственной регистрации.
Ссылка на акт, не нуждающийся в государственной регистрации, не направлявшийся ранее на государственную регистрацию, возможна в случае одновременного направления его в Комитет.
Ссылка в поступившем на государственную регистрацию акте на нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти или республиканских органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не допускается.
1.14. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они оформляются в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. На приложении указывается, каким документом оно утверждено. При фактическом отсутствии значений показателей соответствующие пустые строки и графы, предусмотренные в таблицах, включая заголовок, не указываются либо в них проставляется прочерк.
1.15. При изложении текста нормативного правового акта используется юридическая лексика.
Не допускается использование в тексте нормативного правового акта абстрактных и декларативных формулировок.
Не допускается применение образных сравнений, эпитетов, метафор.
Не допускается использование сокращений без их разъяснения в тексте проекта нормативного правового акта.
В текст нормативного правового акта не включаются различного рода рекомендации, цитаты из печатных изданий.
1.16. При оформлении нормативных правовых актов рекомендуется руководствоваться статьей 14 Закона Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 года № 216-з "О языках народов Республики Башкортостан" и положениями ГОСТ Р 6.30-2003 "Требования к оформлению документов", принятого и введенного в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 года № 65-ст.
1.17. Указание в нормативном правовом акте конкретного срока вступления в силу ранее установленного Законом срока с момента его официального опубликования не допускается.
1.18. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
В случае признания республиканским органом исполнительной власти утратившим силу нормативного правового акта, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Башкортостан, Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов либо Комитете, соответствующий документ о признании утратившим силу должен быть представлен на государственную регистрацию в установленном порядке.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими республиканскими органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу соответственно совместно или по согласованию с этими республиканскими органами исполнительной власти.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных нормативных правовых актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту.
При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Башкортостан, Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов либо Комитете, изменения и дополнения в каждый акт рекомендуется оформлять отдельным документом.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случаев, когда акт был издан в виде, не предусмотренном пунктом 2 Правил. В таком случае необходимо вносить изменения в нормативный правовой акт приказом.
1.19. Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также, если в акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют чтение и применение нормативного правового акта, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания.
При необходимости внесения изменений и дополнений в нормативный правовой акт, изданный до введения государственной регистрации, если он содержит признаки, указанные в пункте 2.2 настоящих Разъяснений, разрабатывается единый новый акт.
1.20. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы республиканского органа исполнительной власти.
Виза включает в себя должность и подпись визирующего проект нормативного правового акта, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания.
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем республиканского органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Возложение исполнения обязанностей руководителя республиканского органа исполнительной власти, в случае его временной нетрудоспособности, отпуска или отсутствия по другой причине, должно быть предусмотрено распорядительным документом, подписанным (утвержденным) руководителем республиканского органа исполнительной власти.
1.21. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
наименование органа (органов), издавшего (издавших) акт;
наименование вида акта и его название;
дату подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими республиканскими органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

2.1. На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют республиканские органы исполнительной власти, их утвердившие.
2.2. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и иных законодательных актах Республики Башкортостан;
механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения об органах (например, территориальных);
в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других республиканских органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему республиканского органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более республиканских органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
2.3. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, Республики Башкортостан;
принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр зарегистрированных нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти.
2.4. Республиканские органы исполнительной власти направляют на государственную регистрацию названные в пункте 2.2 настоящих Разъяснений, подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты.
В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов критериям, перечисленным в пункте 2.2 настоящих Разъяснений, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Комитет. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Комитет после проведения юридической экспертизы.
2.5. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:
индивидуальные акты;
о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания, премировании, назначении персональной пенсии, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;
действие которых исчерпывается однократным применением;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;
о сооружении памятников, бюстов, монументов;
акты о внесении правовых актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;
акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие правовых норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
акты рекомендательного характера, если они не содержат правовых норм;
акты хозяйственно-распорядительного характера, если они не содержат правовых норм:
о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию;
о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;
о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
иные акты хозяйственно-распорядительного характера.
2.6. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты, за исключением постановлений уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, которые представляются не позднее 2 рабочих дней со дня их подписания (утверждения), представляются в Комитет не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения).
Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими республиканскими органами исполнительной власти, возлагается на республиканский орган исполнительной власти, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
В случае, если нормативный правовой акт утвержден совместно республиканскими органами исполнительной власти и органами (организациями), акты которых не подлежат государственной регистрации в Комитете, и данные органы (организации) указаны первыми, нормативный правовой акт представляется на государственную регистрацию республиканским органом исполнительной власти, следующим за указанными органами (организациями).
2.7. Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Комитет руководителем (заместителем руководителя) республиканского органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности, в 8 экземплярах (подлинник и 7 копий, одна из которых представляется на магнитном либо магнитно-оптическом носителе в виде текстового файла с расширением DOC). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия). При издании несколькими республиканскими органами исполнительной власти совместного нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, количество экземпляров, представленных в Комитет, увеличивается в соответствии с количеством подписавших (утвердивших) акт (количество подлинников, равное числу подписавших (утвердивших), и 7 копий).
В случае, если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя республиканского органа исполнительной власти, иного органа (организации), копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту.
Копии нормативных правовых актов должны быть заверены в установленном порядке, а также быть четкими для прочтения. Текст акта должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.
На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы (в случае отсутствия юридической службы - юриста) республиканского органа исполнительной власти. Виза включает в себя наименование должности руководителя юридической службы республиканского органа исполнительной власти (в случае отсутствия юридической службы - юриста), личную подпись визирующего, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания.
2.8. В случае, установленном абзацем семнадцатым пункта 3 Правил, к нормативному правовому акту прилагается решение заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также Правилами, к нормативному правовому акту прилагаются копии заключений (согласований) уполномоченных на то государственных органов, а также заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, представляются на государственную регистрацию в Комитет с копией соответствующего заключения Министерства экономического развития Республики Башкортостан об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, подготовленного во исполнение пункта 3 Правил.
Нормативные правовые акты, утверждающие административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг, а также внесение изменений в административные регламенты, представляются на государственную регистрацию в Комитет с копией соответствующего заключения Министерства экономического развития Республики Башкортостан, подготовленного в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2011 года № 504 "О разработке и утверждении республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг". Республиканский орган исполнительной власти, ответственный за утверждение административного регламента, обеспечивает учет замечаний и предложений, содержащихся в заключении Министерства экономического развития Республики Башкортостан, без повторного направления в указанный республиканский орган исполнительной власти доработанного проекта административного регламента.
Нормативные правовые акты, утверждающие ведомственные целевые программы республиканских органов исполнительной власти, представляются на государственную регистрацию в Комитет с копией соответствующих заключений Министерства финансов Республики Башкортостан и Министерства экономического развития Республики Башкортостан, подготовленных в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2008 года № 241 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
При внесении изменений в ведомственную целевую программу соответствующий нормативный правовой акт представляется на государственную регистрацию в Комитет с копией заключений Министерства финансов Республики Башкортостан и Министерства экономического развития Республики Башкортостан о согласовании соответствующих проектов изменений в ведомственную целевую программу.
2.9. К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), которая подписывается руководителем юридической службы республиканского органа исполнительной власти, издавшего указанный акт (в случае отсутствия юридической службы - юристом), или лицом, исполняющим его обязанности.
В случае, если справка подписана лицом, исполняющим обязанности руководителя юридической службы (юриста) республиканского органа исполнительной власти, копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к правовому акту.
Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителями нескольких республиканских органов исполнительной власти, иных органов (организаций), подписывается руководителями юридических служб (юристом) или лицом, исполняющим его обязанности, всех республиканских органов исполнительной власти, иных органов (организаций).
В справке отражаются:
а) основания издания нормативного правового акта:
сведения об актах законодательства Российской Федерации, Республики Башкортостан (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми республиканскому органу исполнительной власти (республиканским органам) поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Главы Республики Башкортостан или Правительства Республики Башкортостан (копия поручения прилагается к справке);
сведения об актах законодательства Республики Башкортостан (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию республиканского органа исполнительной власти, иного органа (организации) в случае издания нормативного правового акта по инициативе республиканского органа исполнительной власти, иного органа (организации);
б) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, изданных республиканским органом исполнительной власти (республиканскими органами исполнительной власти), иным органом (организацией) по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Башкортостан, Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов либо Комитете, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты информация об этом также должна быть отражена в справке;
в) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, иными органами (организациями), если такое согласование требуется в соответствии с пунктом 3 Правил, а также о том, что расходное обязательство Республики Башкортостан, возникшее на основании указанного нормативного правового акта, будет исполняться в пределах соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете, и их увеличения не потребуется;
г) сведения о проведении оценки регулирующего воздействия, если проведение такой оценки необходимо в соответствии с законодательством, с приложением соответствующего заключения;
д) перечень актов законодательства Российской Федерации, Республики Башкортостан, использованных при разработке нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов);
е) сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с указанием даты размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте республиканского органа исполнительной власти в сети Интернет, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов и приложением копий экспертных заключений;
ж) сведения о направлении проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия, указанное в пункте 3 Правил, либо об отсутствии оснований для направления проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия.
При наличии в нормативном правовом акте ссылок на акты республиканских органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Министерства юстиции Республики Башкортостан, Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов либо Комитета, в соответствии с которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.
2.10. В сопроводительном письме либо в справке необходимо указать телефон, фамилию и инициалы специалиста или руководителя структурного подразделения республиканского органа исполнительной власти, ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Комитете.
В случае, если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов либо Комитета об отказе в государственной регистрации или возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.
2.11. При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах упраздненных республиканских органов исполнительной власти, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт упраздненных республиканских органов исполнительной власти не применяются.
2.12. Государственная регистрация нормативных правовых актов, за исключением постановлений уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, производится Комитетом в срок до 20 рабочих дней с даты получения акта.
В случае необходимости срок регистрации нормативных правовых актов, за исключением постановлений уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, продлевается Комитетом до 35 рабочих дней со дня получения нормативного правового акта.
Государственная регистрация постановлений уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов производится Комитетом в срок до 3 рабочих дней с даты получения постановления.
2.13. В регистрации нормативного правового акта отказывается, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации, Республики Башкортостан.
Решение об отказе в государственной регистрации нормативного правового акта принимается в случаях, если имеются следующие признаки несоответствия нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, законодательству Республики Башкортостан:
выявление в акте положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Башкортостан, законам Республики Башкортостан;
отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан необходимы для издания акта;
принятие нормативного правового акта во исполнение признанного утратившим силу федерального закона и (или) закона Республики Башкортостан;
применение федерального закона и (или) закона Республики Башкортостан, не относящегося к сфере регулирования принятого нормативного правового акта;
принятие нормативного правового акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу;
отсутствие соответствующих согласований проекта нормативного правового акта с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование требуется в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил;
непредставление копий заключений уполномоченных на то государственных органов.
При этом копия нормативного правового акта, справка остаются в Комитете.
Подлинники нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Комитетом издавшему их республиканскому органу исполнительной власти с письменным указанием причин отказа.
В течение 10 дней с момента получения отказа в государственной регистрации руководитель республиканского органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Комитет. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.
В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Комитета об отказе в государственной регистрации.
2.14. Нормативный правовой акт возвращается Комитетом без регистрации республиканскому органу исполнительной власти, представившему этот акт на государственную регистрацию, по его просьбе. В этом случае республиканский орган исполнительной власти направляет в Комитет соответствующее письмо, подписанное руководителем (заместителем руководителя) республиканского органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Нормативный правовой акт возвращается Комитетом республиканскому органу исполнительной власти без государственной регистрации, если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или Правила. В этом случае Комитет возвращает нормативный правовой акт республиканскому органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием в соответствующем письме причин возврата и необходимости устранения соответствующих нарушений и повторного представления на государственную регистрацию в течение месяца либо направления в Комитет копии документа об отмене нормативного правового акта. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.
В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации одна его копия, справка остаются в Комитете.
В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, указываются дата и номер письма Комитета о возвращении без государственной регистрации.
2.15. В случае, если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения юридической экспертизы признается Комитетом не нуждающимся в государственной регистрации, такой акт возвращается республиканскому органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием (в письменной форме) оснований для принятия данного решения. При этом одна копия акта и справка остаются в Комитете. Если в такой акт будут внесены изменения, он подлежит представлению в Комитет для проведения юридической экспертизы.
2.16. При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр зарегистрированных нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.
Подлинник нормативного правового акта выдается сотруднику республиканского органа исполнительной власти под роспись после присвоения ему регистрационного номера, занесения в Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и проставления соответствующего штампа.
При получении подлинника нормативного правового акта сотрудником республиканского органа исполнительной власти предъявляется документ, подтверждающий должностные полномочия и устанавливающий его служебные обязанности.
2.17. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, за исключением копий постановлений уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в течение 3 рабочих дней после государственной регистрации направляются в Правительство Республики Башкортостан для официального размещения (опубликования) на "Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru). Указанные акты публикуются (размещаются) в течение 10 календарных дней со дня получения копии зарегистрированного нормативного правового акта.
Копии постановлений уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение суток после государственной регистрации направляются для официального размещения (опубликования) в Правительство Республики Башкортостан на "Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru) и в редакцию газеты "Республика Башкортостан". Постановления уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов публикуются (размещаются) в течение 2 календарных дней со дня получения копии зарегистрированного постановления.
При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Акт, признанный Комитетом не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом республиканским органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется республиканским органом исполнительной власти, издавшим акт.
(п. 2.17 в ред. Приказа Госкомюстиции РБ от 13.11.2015 № 461)
2.18. Изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу (отмене), независимо от того, содержат они правовые нормы или нет, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Правилами.
2.19. Республиканские органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
2.20. Комитет в целях реализации своих полномочий направляет республиканским органам исполнительной власти и иным органам представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации или Конституции Республики Башкортостан, а также законодательству Российской Федерации или Республики Башкортостан.
Представление Комитета об отмене или изменении принятого республиканским органом исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации или Конституции Республики Башкортостан, а также законодательству Российской Федерации или Республики Башкортостан, направляется Комитетом в республиканский орган исполнительной власти и исполняется республиканским органом исполнительной власти в месячный срок со дня получения.
Представление об отмене или изменении принятого республиканским органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, направляется Комитетом в республиканский орган исполнительной власти в двухнедельный срок со дня получения соответствующего предложения, подготовленного Министерством экономического развития Республики Башкортостан по результатам экспертизы нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Представление исполняется республиканским органом исполнительной власти, разработавшим нормативный правовой акт, в месячный срок.
В случае неисполнения представления Комитет вносит в Правительство Республики Башкортостан предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием, отражающим позиции Комитета и республиканского органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего распоряжения Правительства Республики Башкортостан.
В отношении нормативных правовых актов, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, Комитет вносит в Правительство Республики Башкортостан предложение об отмене принятых республиканскими органами исполнительной власти нормативных правовых актов или их отдельных положений вместе с обоснованием, отражающим позиции Министерства экономического развития Республики Башкортостан и республиканского органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего распоряжения Правительства Республики Башкортостан.


------------------------------------------------------------------