Типы документов

Реклама

Партнеры


Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 24.11.2015 N 91-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юсупова Рима Закиевича на нарушение конституционных прав частью второй статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О транспортном налоге"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2015 г. № 91-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЮСУПОВА РИМА ЗАКИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И.Еникеева, судей Р.Р.Каримовой, В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи В.М.Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своем обращении в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин Р.З.Юсупов оспаривает конституционность части второй статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года № 365-з "О транспортном налоге" (далее - Закон о транспортном налоге), согласно которому инвалиды всех категорий, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, освобождаются от уплаты транспортного налога по мотоциклам, мотороллерам и автомобилям легковым с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, а также по автомобилям грузовым, с даты выпуска которых прошло более 10 лет, с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил включительно, по другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу (зарегистрированным в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники), с даты выпуска которых прошло более 10 лет.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, предоставляющее определенной категории лиц льготу по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля и других транспортных средств, нарушает конституционные права и свободы граждан и не соответствует статьям 2, 14 (части 2 и 3), 18, 19 (части 2), 20 Конституции Республики Башкортостан, поскольку не позволяет воспользоваться льготой таким лицам, имеющим транспортные средства с большей, чем предусмотрено данной нормой, мощностью двигателя. В связи с этим Р.З.Юсупов предлагает изменить содержание налоговой льготы и исчислять транспортный налог с количества единиц мощности двигателя транспортного средства свыше 150 лошадиных сил для легковых автомобилей и 250 лошадиных сил для грузовых автомобилей.
2. Согласно статье 72 (пункт "и" части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3).
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 12).
3. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (пункт 3 статьи 14 и статья 356).
Из пункта 1 статьи 361 этого Кодекса следует, что налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости, помимо прочего, от категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, "с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года № 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года № 451-О). Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте" (Определение от 17 июля 2014 года № 1568-О).
В Республике Башкортостан 27 ноября 2002 года принят Закон № 365-з "О транспортном налоге", статьей 3 которого определены категории налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты транспортного налога. Законодатель в рамках предоставленных ему полномочий установил льготу по этому налогу для ряда категорий граждан, имеющих мотоциклы, мотороллеры и легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, грузовые автомобили, с даты выпуска которых прошло более 10 лет, с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил, другие транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 10 лет, не предусмотрев ее распространение для той же категории граждан, владеющих транспортными средствами с большей мощностью двигателя.
Тем самым было установлено различное законодательное регулирование налогообложения граждан - владельцев транспортных средств, которое предполагает дифференциацию при уплате транспортного налога в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля и других транспортных средств.
Заявитель фактически ставит перед Конституционным Судом Республики Башкортостан вопрос об изменении порядка и основания освобождения от обязанности по уплате транспортного налога. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, являющаяся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льгота адресована определенной категории налогоплательщиков, и ее установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (Постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П и от 2 декабря 2013 года № 26-П, Определение от 5 июля 2001 года № 162-О).
4. Требования об уменьшении размера или освобождении от уплаты транспортного налога, предоставлении льгот для его плательщиков, сходные с требованиями Юсупова Р.З., ранее являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан. Согласно правовым позициям Конституционного Суда Республики Башкортостан, сохраняющим свою силу, "решение вопроса об освобождении ветеранов труда от уплаты транспортного налога возможно лишь путем внесения изменений в Закон Республики Башкортостан "О транспортном налоге", что входит в компетенцию Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. Оценка целесообразности предоставления льгот той или иной категории налогоплательщиков, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан не входит" (Определение от 4 февраля 2008 года № 29-О); "вопросы увеличения или уменьшения размера налогообложения, введения дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса относятся к дискреционным полномочиям высшего и единственного законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан и решаются им по своему усмотрению, исходя из финансовых возможностей республики. Конституционный Суд Республики Башкортостан не вправе вторгаться в законотворческую сферу" (Определение от 1 июня 2010 года № 50-О).
В связи с тем, что право на установление льгот по транспортному налогу является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Башкортостан, установленную статьей 106 Конституции Республики Башкортостан и статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", жалоба заявителя не может быть рассмотрена в процедуре конституционного судопроизводства ввиду неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленного в ней вопроса.
Поскольку законоположения, принятые в рамках полномочий Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, определяющие круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы по транспортному налогу, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, Конституционный Суд Республики Башкортостан не усматривает какой-либо неопределенности в оспариваемой гражданином Юсуповым Р.З. норме закона. В силу этого жалоба, как не отвечающая требованиям допустимости обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан не может быть принята к рассмотрению.
Исходя из изложенного, руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктами "а" и "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юсупова Рима Закиевича, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Республики Башкортостан неподведомственно и поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).

Конституционный Суд
Республики Башкортостан


------------------------------------------------------------------