Постановление Правительства РБ от 13.08.2015 N 319 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2009 года N 289 "О мерах по реализации проекта "Социальная карта Башкортостана"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2015 г. № 319
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 27 ИЮЛЯ 2009 ГОДА № 289
"О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "СОЦИАЛЬНАЯ
КАРТА БАШКОРТОСТАНА"
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2009 года № 289 "О мерах по реализации проекта "Социальная карта Башкортостана" (с последующими изменениями).
Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 13 августа 2015 г. № 319
ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН ОТ 27 ИЮЛЯ 2009 ГОДА № 289 "О МЕРАХ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА БАШКОРТОСТАНА"
1) в Постановлении:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые:
Положение о Социальной карте Башкортостана;
Концепцию развития проекта "Социальная карта Башкортостана".";
б) в пункте 3 слова "Национальному банку Республики Башкортостан" заменить словами "Отделению - Национальному банку по Республике Башкортостан Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации";
в) в пункте 6 слова "заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Шаронова Д.В." заменить словами "первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Марданова Р.Х.";
2) Положение о Социальной карте Башкортостана, утвержденное указанным Постановлением, изложить в следующей редакции:
"ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНОЙ КАРТЕ БАШКОРТОСТАНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Концепцией развития автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана" и Концепцией присоединения кредитных организаций к автоматизированной информационной системе "Социальная карта Башкортостана", утвержденными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 16 февраля 2009 года № 162-р, а также с учетом Федерального закона "О национальной платежной системе".
1.2. Настоящее Положение определяет:
цели и задачи развития автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана" (далее - проект СКБ);
состав основных участников проекта СКБ и их обязанности;
основные требования к внешнему виду Социальной карты Башкортостана (далее - СКБ) и ее приложениям;
порядок эмиссии, обращения и прекращения действия СКБ.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Акцептант приложений - участник проекта СКБ, принимающий к обслуживанию СКБ в рамках соответствующего приложения (приложений) СКБ. В отношении акцептанта приложения допускается использование термина "акцептант социальной карты". В ряде случаев акцептант СКБ может быть и ее эмитентом.
Анкета-заявка - документ на бумажном носителе, содержащий волеизъявление гражданина на получение СКБ, персональные данные и другие данные, необходимые для выпуска СКБ.
Банки-эмитенты - банки, участвующие в эмиссии СКБ и оказывающие услуги по переводу денежных средств.
Банки-эмитенты ЭДС - банки, которые осуществляют выпуск электронных денежных средств, увеличение остатка электронных денежных средств, перевод электронных денежных средств, перевод безналичных денежных средств и выдачу остатка электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Держатель СКБ - гражданин, получивший в установленном порядке СКБ и использующий ее для подтверждения и реализации своих прав на получение услуг в сетях акцептантов, а также для доступа к персональной информации.
Заявитель - гражданин, подавший в установленном порядке соответствующую анкету-заявку для выпуска СКБ и участия в проекте СКБ.
Приложение СКБ - подсистема проекта СКБ, которая включает в себя совокупность организационно-правовых и информационно-технологических правил взаимодействия участников системы, направленных на предоставление держателям СКБ различного вида услуг.
Регистр СКБ - информационный ресурс, содержащий информацию о выданных СКБ, а также персональную информацию о держателях СКБ, проживающих на территории Республики Башкортостан, в том числе об их правах на социальную помощь.
СКБ - многофункциональная именная пластиковая карта, обеспечивающая при наличии электронной подписи персональный доступ владельца карты к единому порталу государственных и муниципальных услуг (функций), которая выдается жителю Республики Башкортостан, являющемуся получателем государственных услуг, социальной помощи и социальных услуг.
Социальная помощь - совокупность социальных услуг, социальных пособий, субсидий, денежной или натуральной помощи и т.п., которые могут быть предоставлены гражданину или его семье органами социальной защиты населения, здравоохранения и иными государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан и муниципальных образований Республики Башкортостан.
Уполномоченная организация - организация, уполномоченная Правительством Республики Башкортостан на реализацию проекта СКВ по итогам открытого конкурса.
Эмиссия СКБ - создание пластиковой смарт-карты установленного образца с нанесением на ее поверхность и записью в память и на магнитную полосу персональных данных держателя СКБ, а также других данных в соответствии с установленными требованиями. Эмиссия СКБ осуществляется без привлечения средств бюджета Республики Башкортостан.
Эмитент приложений - участник проекта СКБ, определяющий правила работы приложения СКБ и соответствующий состав данных на СКБ.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА СКБ
3.1. Целями проекта СКБ являются:
обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
обеспечение адресного предоставления социальной помощи населению Республики Башкортостан;
повышение эффективности государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на социальные цели, и контроля за целевым использованием денежных средств по компенсации затрат организаций на предоставление гражданам мер социальной поддержки;
повышение эффективности реализации государственной социальной политики;
повышение эффективности и качества социального обслуживания населения в государственных и коммерческих организациях;
внедрение системы безналичных расчетов с использованием СКБ и вовлечение в систему значительной части населения Республики Башкортостан;
использование юридически значимого информационного взаимодействия при получении держателями СКБ государственных и муниципальных услуг в целях совершения юридических действий;
повышение достоверности информации о потребностях граждан республики в социальной защите и мерах социальной поддержки.
3.2. Внедрение проекта СКБ обеспечивает решение следующих основных задач:
интеграция республиканских и муниципальных информационных ресурсов, в том числе связанных с предоставлением социальной помощи;
персональный учет отдельных льгот, который позволит планировать бюджет Республики Башкортостан по результатам предыдущего года, прогнозировать бюджетные расходы и социально-экономические процессы;
оптимизация расходов, возмещаемых государством организациям, оказавшим социальные услуги, и расчет возмещаемых государством компенсаций гражданам;
формирование информационно-технологической инфраструктуры внедряемой системы на республиканском и муниципальном уровнях, интеграция и обеспечение взаимодействия автоматизированных систем различных органов управления, организаций и предприятий, связанных с предоставлением социальной помощи населению, обеспечение легитимного обмена персональными данными при оказании социальных услуг;
создание на основе проекта СКБ республиканской платежной системы (далее - РПС) для обеспечения взаимодействия и расчетов между участниками проекта СКБ;
интеграция с единой республиканской дисконтно-бонусной системой "Нектар" в рамках дисконтного приложения, процессингом транспортного приложения в целях дальнейшего развития системы оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, Республиканской информационной системы "ЖКХ";
увеличение доли безналичного оборота при совершении розничных операций на территории Республики Башкортостан.
4. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА СКБ И ИХ ОБЯЗАННОСТИ
4.1. Участниками проекта СКБ являются:
уполномоченная организация;
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Минтруд РБ);
государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения (далее - ГКУ РЦСПН);
филиалы ГКУ РЦСПН по районам (городам) (отделы филиалов ГКУ РЦСПН по районам (городам) в районах (городах)) (далее - филиалы (отделы филиалов) ГКУ РЦСПН), участвующие в проекте СКБ и осуществляющие работу с гражданами по приему заявлений (перечень филиалов (отделов филиалов) ГКУ РЦСПН определяется приказом Минтруда РБ);
Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству - эмитент транспортного приложения;
транспортные организации, участвующие в проекте СКБ, - акцептанты транспортного приложения;
кредитные организации, присоединившиеся к проекту СКБ в порядке и на условиях, определенных договорами с уполномоченной организацией, - эмитенты, акцептанты банковского приложения, осуществляющие работу с гражданами по приему заявлений и выдаче карт (далее - Банки);
администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию);
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей;
другие министерства и ведомства, которые могут выступить в роли эмитента или акцептанта приложений;
предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, участвующие в проекте СКБ, - акцептанты дисконтного приложения;
держатели СКБ.
4.2. Участники проекта СКБ заключают следующие договоры:
о неразглашении и защите конфиденциальной информации (между уполномоченной организацией и другими участниками проекта СКБ);
об организации взаимодействия в рамках проекта СКБ (между уполномоченной организацией и Минтрудом РБ, уполномоченной организацией и кредитными организациями, ГКУ РЦСПН и кредитными организациями) с приложением порядка взаимодействия сторон;
об организации перевозок граждан с использованием СКБ (между уполномоченной организацией, Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и транспортными организациями) с приложением порядка взаимодействия сторон;
на пополнение транспортного приложения СКБ (между уполномоченной организацией, эмитентом и акцептантами транспортного приложения) с приложением порядка взаимодействия сторон;
о порядке взаимодействия сторон в рамках реализации дисконтного приложения СКБ (между уполномоченной организацией, Государственным комитетом Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей и предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
4.3. Общими обязательствами участников проекта СКБ являются:
соблюдение правил информационной безопасности и защиты персональных данных физических лиц - участников проекта СКБ от несанкционированного доступа;
соблюдение конфиденциальности и неразглашение сведений, полученных в процессе сотрудничества.
При организации взаимодействия и координации деятельности участники проекта СКБ руководствуются следующими принципами:
своевременность предоставления информации другим участникам проекта СКБ;
соблюдение и исполнение обязательств в соответствии с заключенными договорами;
обеспечение защиты информации и осуществление контроля доступа к информации;
организация информационной поддержки проекта СКБ.
Участники проекта СКБ несут ответственность за нарушение федеральных законов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О персональных данных" в соответствии с законодательством.
4.4. Участники проекта СКБ обязаны:
4.4.1. Минтруд РБ - осуществлять взаимодействие с уполномоченной организацией в части актуализации информации о наличии или отсутствии льготы у держателя СКБ.
4.4.2. ПСУ РЦСПН:
осуществлять взаимодействие с уполномоченной организацией и кредитными организациями в процессе выпуска СКБ;
организовать работу филиалов (отделов филиалов) ГКУ РЦСПН для обеспечения приема заявлений от заявителей на выдачу СКБ.
4.4.3. Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству:
координировать деятельность транспортных организаций при реализации транспортного приложения СКБ;
осуществлять взаимодействие с уполномоченной организацией в части организации перевозок отдельных категорий граждан и распределения между транспортными организациями выручки от реализации единых социальных проездных билетов с использованием СКБ;
обеспечить развитие транспортного приложения в части использования СКБ как единой транспортной карты.
4.4.4. Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей - участвовать в мероприятиях по обеспечению реализации дисконтного приложения СКБ и развития единой республиканской дисконтно-бонусной системы "Нектар".
4.4.5. Уполномоченная организация:
утвердить форму анкеты-заявки физического лица на участие в проекте СКБ;
осуществлять координацию участников проекта СКБ в части выпуска и обслуживания СКБ в соответствии с заключенными договорами взаимодействия;
обеспечить создание и сопровождение Регистра СКБ, содержащего персональные данные держателей СКБ;
разработать документы, регламентирующие порядок присоединения и порядок выхода Банков из проекта СКБ;
обеспечить совместно с Банками-эмитентами изготовление СКБ;
обеспечить защиту и поддержание в актуальном состоянии персональных данных держателей СКБ, содержащихся в Регистре СКБ, при информационном обмене с информационными ресурсами участников проекта СКБ;
обеспечить персонифицированный учет количества перевезенных пассажиров - держателей СКБ с использованием транспортного приложения СКБ;
обеспечить персонифицированный учет предоставления скидок держателям СКБ при обслуживании в сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, участвующих в проекте СКБ, с использованием СКБ;
определять порядок информационно-технологического взаимодействия при реализации приложений СКБ;
осуществлять сбор, обработку и рассылку участникам проекта СКБ информации по операциям с СКБ (кроме операций по банковскому приложению);
обеспечить регулярное представление информации о количестве совершенных поездок в разрезе типов карт, транспортных организаций, маршрутов в Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, в том числе посредством автоматизированной выгрузки данных в Региональную навигационно-информационную систему;
обеспечить представление информации по операциям по переводу электронных денежных средств (далее - ЭДС) в рамках транспортного приложения "Единая транспортная карта" и единой республиканской дисконтно-бонусной системы "Нектар" Банкам-эмитентам ЭДС;
организовать операционную поддержку участникам проекта СКБ в целях обеспечения организации расчетов по приложениям карт, в том числе Банкам - эмитентам ЭДС;
формировать и представлять заинтересованным министерствам и ведомствам Республики Башкортостан - участникам проекта СКБ отчеты по операциям с СКБ (кроме операций по банковскому приложению);
проводить претензионную работу в части обслуживания приложений СКБ (кроме банковского приложения);
формировать управленческие и прогнозные решения;
развивать проект СКБ как в части функционального наполнения СКБ и расширения числа его участников, так и в части выполнения задач, предусмотренных Концепцией развития проекта СКБ.
4.4.6. Банки, присоединившиеся к проекту СКБ:
осуществлять эмиссию СКБ (только для Банков-эмитентов);
осуществлять расчетно-кассовое обслуживание держателей СКБ - собственников денежных средств на карточных счетах (только для Банков-эмитентов), в том числе ЭДС (только для Банков-эмитентов ЭДС);
организовать работу подразделений Банков для обеспечения приема заявлений и выдачи СКБ заявителям;
размещать необходимую для заявителя информацию (тарифы, условия пользования карточным счетом и банковским приложением СКБ) в местах приема заявлений и выдачи СКБ;
нести ответственность перед держателем СКБ за состав и достоверность предоставленной информации в рамках банковского приложения СКБ и за функционирование банковского приложения СКБ (только для Банков-эмитентов);
развивать инфраструктуру пунктов выдачи наличных денежных средств, банкоматов, информационных киосков, пунктов обслуживания держателей СКБ, в том числе в организациях торговли, общественного питания и бытового обслуживания, совершающих операции с использованием СКБ.
4.4.7. Акцептанты приложений:
осуществлять информационный обмен в рамках обслуживания приложений СКБ;
осуществлять настройку оборудования, используемого для обслуживания СКБ;
принимать к обслуживанию СКБ;
оказывать услуги держателю СКБ в рамках соответствующего приложения.
4.4.8. Держатели СКБ:
использовать СКБ только по назначению;
обеспечивать сохранность СКБ, не допускать ее утраты и умышленной порчи.
5. СКБ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
5.1. С помощью СКБ обеспечивается работа транспортного, банковского, дисконтного, идентификационного приложений, электронной подписи на карте, электронного социального сертификата.
Транспортное приложение позволяет осуществлять регистрацию проезда во всех видах общественного транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, внутренний водный транспорт, железнодорожный транспорт) по Единому социальному проездному билету и (или) Единой транспортной карте.
Банковское приложение позволяет использовать банковский счет для сбережения денежных средств, осуществления безналичных расчетов с использованием СКБ, снятия наличных денежных средств в банкоматах и отделениях Банка, перечисления социальных и пенсионных выплат на СКБ и использования дополнительных банковских услуг.
Дисконтное приложение позволяет держателям СКБ получать скидки, начислять бонусы в сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания и других сфер услуг, участвующих в проекте СКБ.
Основной задачей идентификационного приложения является обеспечение получения держателем СКБ доступа в различных каналах взаимодействия (банкоматы, платежные терминалы, Интернет, мобильный Интернет, SMS и другие) к широкому спектру услуг, предоставляемых участниками проекта СКБ, в том числе к единому порталу государственных и муниципальных услуг.
Электронная подпись должна обеспечивать работу с единым порталом государственных и муниципальных услуг, с порталом Федеральной налоговой службы для работы с "личным кабинетом налогоплательщика для физических лиц" и получения электронных услуг, юридически значимого документооборота.
Электронный социальный сертификат - электронное приложение СКБ, которое обеспечивает возможность оказания отдельных видов адресной помощи гражданам, имеющим право на меры государственной поддержки, а также возможность выбора гражданина на получение адресной помощи либо получение наличных средств.
5.2. СКБ может содержать дополнительные приложения и иметь дополнительное развитие имеющихся приложений.
5.3. По истечении срока действия СКБ или в случае выхода (исключения) Банка-эмитента из проекта СКБ СКБ подлежит возврату в Банк-эмитент и обмену на новую СКБ.
В иных случаях перевыпуск СКБ осуществляется согласно тарифам, предоставленным Банками-эмитентами, а оплата осуществляется в Банке с карточного счета.
5.4. Использование держателем СКБ банковского приложения осуществляется на основании соответствующего договора с Банком-эмитентом. Правила пользования всех приложений СКБ излагаются в памятке пользователя, которая выдается держателю СКБ при первичном получении СКБ.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ (ДИЗАЙНУ) И ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ СКБ
6.1. СКБ может представлять собой именную (персонифицированную) пластиковую карту, изготовленную в соответствии со стандартами ISO/IEC 7810 и ISO/IEC 7816, на которой размещена визуальная и электронная информация, с банковским приложением или без банковского приложения. Во втором случае карта не является платежной.
6.2. Изображение социальной именной (персонифицированной) карты с банковским приложением:
Лицевая сторона СКБ разделяется на верхнюю и нижнюю части полосой шириной 1,8 мм.
В верхнем левом углу на синем фоне размещается Государственный герб Республики Башкортостан и указываются наименование продукта (СКБ) и регион использования СКБ (Республика Башкортостан).
В верхнем правом углу предусматривается место для размещения логотипа Банка-эмитента.
Нижняя часть лицевой стороны карты в качестве основного элемента дизайна содержит изображение памятника национальному герою Республики Башкортостан Салавату Юлаеву на фоне цветов национального флага Республики Башкортостан. На основной элемент дизайна СКБ наносятся обязательные атрибуты по требованиям локальной или международной платежной системы:
признак платежной системы (логотип платежной системы) и наименование продукта платежной системы (при наличии наименования);
идентификационный номер банковского приложения СКБ;
срок действия СКБ;
имя и фамилия владельца.
На оборотной стороне СКБ размещаются:
номера телефонов службы поддержки Банка-эмитента и (или) уполномоченной организации;
персональные данные владельца СКБ: фотография, полоса для подписи держателя СКБ, имя, фамилия и отчество, штриховой код, содержащий номер СКБ.
Технологические составляющие элементы внешнего вида СКБ:
контактная группа микросхемы для банковского приложения на лицевой стороне;
магнитная полоса с дисконтным приложением на оборотной стороне.
Данные, хранящиеся в памяти СКБ (на магнитной полосе, в интегрированном чипе, во встроенном бесконтактном чипе), обеспечивают работу различных приложений.
6.3. СКБ должна соответствовать требованиям той платежной системы, электронное приложение которой она содержит.
6.4. Изображение социальной именной (персонифицированной) карты без банковского приложения:
Лицевая сторона СКБ разделяется на верхнюю и нижнюю части полосой шириной 1,8 мм.
В верхнем левом углу на синем фоне размещается Государственный герб Республики Башкортостан и указываются наименование продукта (СКБ) и регион использования СКБ (Республика Башкортостан).
Нижняя часть лицевой стороны СКБ в качестве основного элемента дизайна содержит изображение памятника национальному герою Республики Башкортостан Салавату Юлаеву на фоне цветов национального флага Республики Башкортостан. На основной элемент дизайна СКБ наносятся обязательные атрибуты по требованиям оператора:
идентификационный номер СКБ;
срок действия СКБ.
На оборотной стороне СКБ размещаются:
номера телефонов службы поддержки уполномоченной организации;
персональные данные владельца СКБ: фотография, полоса для подписи держателя СКБ, имя, фамилия и отчество, штриховой код, содержащий номер СКБ.
Технологический составляющий элемент внешнего вида СКБ - магнитная полоса с дисконтным приложением на оборотной стороне.
Данные, хранящиеся в памяти СКБ (на магнитной полосе, во встроенном бесконтактном чипе), обеспечивают работу различных приложений.
7. ПОРЯДОК ЭМИССИИ, ОБРАЩЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
ДЕЙСТВИЯ СКБ
7.1. Для первоначального выпуска СКБ заявитель представляет в пункт приема заявлений следующие документы:
анкету - заявку физического лица на участие в проекте СКБ по форме, утвержденной уполномоченной организацией, в соответствии с которой осуществляется подключение транспортного, дисконтного и других приложений СКБ;
заявление - анкету физического лица об открытии карточного счета, выпуске СКБ по форме, утвержденной Банком, и подключении банковского приложения. При этом открытие карточного счета не является основанием для зачисления на него различных выплат гражданам (социальные выплаты, заработная плата, компенсации и т.п.). Перечисление выплат на карточный счет СКБ производится только в случае добровольного волеизъявления гражданина и на основании его личного заявления.
Порядок взаимодействия участников проекта СКБ по приему заявлений и выдаче СКБ утверждается уполномоченной организацией по согласованию с участниками проекта СКБ.
7.2. На основании принятого заявления уполномоченная организация формирует идентификационный номер, осуществляет сверку данных заявления с информацией, содержащейся в смежных информационных системах, получает от них дополнительные данные, предназначенные для размещения на СКБ и использования в проекте СКБ.
7.3. Изготовленные и персонализированные СКБ направляются Банком-эмитентом или уполномоченной организацией в пункты выдачи СКБ для выдачи заявителям.
7.4. Эмитенты и акцептанты приложений СКБ, а также уполномоченная организация должны информировать заявителей и держателей СКБ о возможностях СКБ, правилах обслуживания соответствующих приложений путем устного разъяснения в местах обслуживания держателей СКБ и размещения в средствах массовой информации соответствующих информационных материалов.
7.5. Организации, принимающие СКБ к обслуживанию (за исключением организаций, обслуживающих банковское приложение СКБ как карты международной платежной системы), должны быть зарегистрированы в уполномоченной организации как акцептанты СКБ. Прием СКБ организациями, не зарегистрированными в уполномоченной организации, не допускается.
Данные о предоставленной социальной помощи (небанковские транзакции по СКБ) передаются в уполномоченную организацию в соответствии с договорами взаимодействия участников системы для учета и формирования отчетов.
7.6. Вывод СКБ из обращения производится:
при подаче держателем СКБ заявления об отказе в участии в проекте СКБ;
при получении от участников проекта СКБ информации о смерти держателя СКБ;
автоматически по истечении срока действия СКБ;
в случае утраты СКБ;
в случаях порчи или нарушения работоспособности СКБ независимо от причин;
в случае обнаружения неработоспособности приложений СКБ или ошибки в идентификационных данных (фамилии, имени, отчестве);
в случае изменения учетных данных держателя СКБ (фамилии, имени, отчества);
в случае выхода (исключения) Банка-эмитента из проекта СКБ;
при смене эмитента банковского приложения СКБ по желанию держателя СКБ.
7.7. Изъятые СКБ передаются и уничтожаются в соответствующем Банке-эмитенте или уполномоченной организации по акту. В случае неработоспособности небанковских приложений проводится экспертиза в уполномоченной организации совместно с Банком-эмитентом.
7.8. СКБ подлежит постановке в стоп-лист в случае вывода из обращения по следующим причинам:
при подаче держателем СКБ соответствующего заявления о приостановке в участии в проекте СКБ;
при получении от участников проекта СКБ информации о смерти держателя СКБ;
в случае утраты СКБ;
в случае выхода (исключения) Банка-эмитента из проекта СКБ;
при окончании срока действия СКБ.
СКБ, находящиеся в стоп-листе, при попытке совершения по ним операций подлежат изъятию. СКБ, находящиеся в стоп-листе, могут быть исключены из него только по факту изъятия или истечении срока действия.
7.9. Прекращение и (или) приостановка действия отдельных приложений СКБ производятся через механизм блок-листов. СКБ, находящиеся в блок-листе, не подлежат обслуживанию (при попытке совершения по ним операций) в части указанных в блок-листе приложений.
7.10. Информация об изъятии из обращения СКБ передается в уполномоченную организацию для учета и исключения карт из стоп- и блок-листов. Формирование и передачу акцептантам СКБ общесистемных стоп- и блок-листов выполняет уполномоченная организация по информации от Эмитентов приложений.
8. СОЗДАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
В рамках республиканской платежной системы (далее - РПС) будет обеспечиваться взаимодействие всех участников проекта СКБ по организации взаиморасчетов по операциям перевода электронных денежных средств (далее - ЭДС), дальнейшее расширение перечня услуг, доступных для держателей СКБ.
Принципы организации и взаимодействия РПС будут определяться правилами РПС. Функции оператора РПС, операционного центра, платежного клирингового центра выполняет организация, уполномоченная на реализацию проекта СКБ.
Оператор РПС выполняет следующие основные задачи:
осуществляет координацию участников проекта СКБ в части выпуска и обслуживания СКБ в соответствии с утвержденными регламентами, положениями и другими документами;
осуществляет процессинг операций по всем приложениям СКБ, включая переводы ЭДС;
организует сбор информации в ходе процессинга операций по СКБ;
осуществляет формирование единой межведомственной базы данных;
формирует унифицированные требования к представляемой информации;
формирует и представляет организациям аналитическую информацию, основанную на данных различных организаций и ведомств;
формирует управленческие и прогнозные решения (поставка информации, предоставление возможности формирования решений на рабочем месте в ситуационном центре);
обеспечивает развитие РПС как в части функционального наполнения карты и расширения числа участников РПС, так и в части выполнения задач, предусмотренных Концепцией развития проекта "Социальная карта Башкортостана".";
3) дополнить Постановление Концепцией развития проекта "Социальная карта Башкортостана" следующего содержания:
"КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА "СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА БАШКОРТОСТАНА"
1. ВВЕДЕНИЕ
Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2009 года № 289 "О мерах по реализации проекта "Социальная карта Башкортостана" (с последующими изменениями), распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 4 августа 2006 года № 753-р заложены совершенно новые принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, принципы взаимодействия гражданина с государством в процессе получения государственных и муниципальных услуг и мер социальной поддержки.
В настоящее время в Республике Башкортостан созданы и успешно развиваются все основные (базовые) элементы, необходимые для формирования электронного правительства и оказания услуг в электронном виде: официальный информационный портал органов государственной власти Республики Башкортостан, портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Башкортостан, автоматизированная информационная система управления государственными заказами Республики Башкортостан, региональный удостоверяющий центр, система межведомственного электронного взаимодействия Республики Башкортостан, Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, автоматизированная информационная система "Социальная карта Башкортостана" (далее - проект СКБ), автоматизированная информационная система "Универсальная электронная карта" (далее - проект УЭК), - и на условиях государственно-частного партнерства создана развитая инфраструктура их обслуживания (информационные киоски, инфоматы, банкоматы, рабочие места в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях, транспортные терминалы, единый операторский центр обработки телефонных звонков).
Наработанный в Республике Башкортостан опыт по реализации проекта СКБ, программно-технических решений, а также отсутствие перспектив дальнейшего развития и финансирования проекта УЭК на федеральном уровне позволяют продолжить дальнейшее развитие проекта СКБ на новом качественном и технологическом уровне.
Развитие проекта СКБ основывается на следующих принципах:
использование Социальной карты Башкортостана (далее - СКБ) как набора идентификаторов гражданина Республики Башкортостан при обращении в республиканские органы исполнительной власти для доступа к услугам различных государственных и муниципальных информационных систем и возможности их оплаты;
использование механизмов государственно-частного партнерства и сохранения ранее произведенных инвестиций;
использование юридически значимого информационного взаимодействия;
единый механизм нумерации и открытость общедоступных данных на картах в целях создания условий для неограниченного числа предприятий и организаций, готовых предоставлять услуги с использованием СКБ;
максимальное использование апробированных решений в области информационных технологий.
Развитие проекта СКБ обеспечивает решение следующих основных задач:
интеграция автоматизированных систем республиканских и муниципальных информационных ресурсов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
персональный учет отдельных льгот гражданам Республики Башкортостан;
оптимизация расходов государства, связанных с компенсациями выпадающих доходов организациям, оказывающим социальные услуги населению, а также компенсациями гражданам, получающим социальные выплаты, пособия;
совершенствование механизмов предоставления адресной социальной помощи в денежном и натуральном выражении;
повышение качества обслуживания граждан в части получения государственных и муниципальных услуг, подтверждения прав на социальную поддержку, доступа к государственным информационным ресурсам на территории Республики Башкортостан;
реализация эффективных механизмов предоставления мер социальной поддержки в денежном выражении и построение единой системы выплат с использованием СКБ;
формирование информационно-технологической инфраструктуры проекта "Социальная карта Башкортостана" на республиканском и муниципальном уровнях, интеграция и обеспечение взаимодействия автоматизированных систем различных органов управления, организаций и предприятий, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг населению, обеспечение легитимного обмена персональными данными;
увеличение доли безналичного оборота при совершении розничных операций на территории Республики Башкортостан;
сокращение затрат на обслуживание наличного денежного оборота.
2. ПРИЛОЖЕНИЯ СКБ
2.1. Банковское приложение
Основными задачами банковского приложения являются:
обеспечение держателей СКБ банковскими услугами в рамках заключенных договоров держателей карт с банками;
обеспечение системы безналичных расчетов с использованием СКБ.
Банковское приложение реализуется путем открытия карточного счета в банке-эмитенте в соответствии с заявлением-анкетой физического лица об открытии карточного счета для выпуска СКБ, в том числе в рамках "зарплатных" проектов.
Система безналичных расчетов с использованием СКБ организуется путем обеспечения возможности безналичной оплаты покупок в банковских терминалах в предприятиях торговли, общественного питания и сервиса.
Внедрение системы безналичных расчетов позволяет:
снизить долю наличных расчетов в предприятиях торговли, общественного питания и сервиса и соответственно снизить расходы по обслуживанию наличных средств;
увеличить "прозрачность" финансовых потоков в сети предприятий торговли, общественного питания и сервиса и соответственно увеличить налогооблагаемую базу.
На первом этапе проекта для банковского приложения могут быть использованы стандартные спецификации банковских приложений стандарта EMV 4.0, в том числе приложения международных платежных систем. В дальнейшем планируется использование приложения собственной разработки либо приложения по указанному стандарту в случае утверждения национального стандарта банковского приложения.
В рамках проекта СКБ предусмотрена многоэмитентная схема выпуска СКБ, которая предполагает привлечение кредитных организаций, работающих на территории Республики Башкортостан, к выпуску и обслуживанию СКБ.
Требования к кредитным организациям, заявившим о желании присоединиться к проекту СКБ, и условия присоединения регламентируются двусторонними договорами между организацией, уполномоченной на реализацию проекта СКБ, и кредитной организацией. По мере присоединения новых участников планируются создание и регистрация республиканской платежной системы в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе".
При присоединении к указанной системе кредитные организации должны обеспечить одинаковые условия обслуживания всех держателей СКБ в собственной сети приема банковских карт независимо от эмитента банковского приложения и СКБ.
Присоединение кредитных организаций, работающих на территории Республики Башкортостан, позволит расширить сеть обслуживания карт, что предоставит держателю СКБ право выбора кредитной организации для получения наибольшей доступности и удобства при получении спектра банковских и других услуг с использованием СКБ.
2.2. Транспортное приложение
Транспортное приложение - электронное приложение, размещенное на СКБ, которое служит электронным средством платежа, позволяющим осуществлять регистрацию проезда держателя СКБ во всех видах общественного транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, пароходы, водные переправы).
В настоящее время на СКБ реализовано и успешно функционирует транспортное приложение как единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ).
ЕСПБ - это электронная форма проездного билета, подтверждающая право гражданина на получение льготной транспортной услуги и позволяющая осуществлять регистрацию проезда граждан во всех видах общественного транспорта. Стоимость ЕСПБ устанавливается Правительством Республики Башкортостан, количество поездок по ЕСПБ в течение месяца неограниченно. Пополнение ЕСПБ возможно в специализированных пунктах пополнения, организованных открытым акционерным обществом "Башкирский регистр социальных карт". Проверка в режиме реального времени наличия льготы у гражданина - держателя СКБ позволяет ему оплачивать проезд без предъявления подтверждающих документов на право льготного проезда всеми видами общественного транспорта.
Право на приобретение ЕСПБ имеет только льготная категория граждан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 октября 2014 года № 469 "О предоставлении организациям субсидий на возмещение выпадающих доходов от перевозки пассажиров на территории Республики Башкортостан по государственным регулируемым ценам (тарифам) и льготным проездным билетам" утверждены Порядок организации перевозок отдельных категорий граждан и распределения между транспортными организациями выручки от реализации единых социальных проездных билетов и Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение транспортным организациям выпадающих доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров.
В качестве дальнейшего развития транспортного приложения СКБ предлагается внедрить его и на железнодорожном транспорте, реализовать электронную форму проездного билета для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день организация перевозок указанной категории граждан осуществляется с использованием обычных транспортных карт без достоверного и прозрачного учета. В этой связи предлагается внести изменения в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 июня 2006 года № 179 "О порядке предоставления бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств бюджета Республики Башкортостан или местных бюджетов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, на городском пассажирском транспорте общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус), в автобусах пригородных и внутрирайонных линий в пределах Республики Башкортостан" в части введения единой электронной формы оплаты проезда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем существующее транспортное приложение ЕСПБ не позволяет осуществить проезд в общественном транспорте обычным гражданам. Они вынуждены иметь при себе несколько транспортных карт, отдельно для автобуса, отдельно для электротранспорта, что вызывает неудобство для пассажиров. В связи с этим необходима реализация транспортного приложения как единой транспортной карты (далее - ЕТК) на все виды общественного транспорта.
ЕТК представляет собой "электронный кошелек" с внесенными электронными денежными средствами. При осуществлении поездки в общественном транспорте содержимое "электронного кошелька" уменьшается на сумму, определяемую тарифной сеткой перевозчиков. ЕТК позволит держателю СКБ осуществить проезд во всех видах общественного транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, пароходы, водные переправы).
Для реализации ЕСПБ и ЕТК используется встроенный бесконтактный чип, с помощью которого поездка пассажира регистрируется в транспортном терминале. Регистрация поездки осуществляется в момент прикладывания карты к считывателю транспортного терминала. Информация о поездке сохраняется в программном обеспечении транспортных терминалов, далее данные электронных журналов транспортных терминалов попадают в центр обработки транспортных транзакций уполномоченной организации по реализации проекта СКБ, где осуществляются сбор, обработка и хранение данных о поездках.
На сегодняшний день каждый транспортный перевозчик несет расходы на содержание и ведение собственного процессингового центра обработки транспортных транзакций, выпуск и распространение, рекламу и продвижение своих транспортных карт. При этом предоставление статистической информации о количестве перевезенных пассажиров и суммах пополнения карт в органы исполнительной власти носит фрагментированный характер.
СКБ как универсальный карточный продукт, в том числе в рамках республиканской платежной системы, будет являться электронным средством платежа как во всех видах транспорта, так и в торговых сетях. ЕТК позволит улучшить транспортное обслуживание пассажиров, усовершенствовать систему организации пассажирских перевозок, вести достоверный электронный учет поездок в разрезе категорий граждан и анализ пассажиропотока, перейти на безналичную оплату проезда в общественном транспорте.
2.3. Дисконтное приложение
Дисконтное приложение - электронное приложение, размещенное на СКБ, которое позволяет держателю СКБ получать скидки, начислять бонусы в сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, участвующих в проекте СКБ.
В настоящее время на СКБ реализована бонусная схема поощрения клиентов, реализованная на базе кассового решения, интегрированная с компанией "Центр финансовых технологий" (г. Новосибирск). Участниками приложения являются супермаркеты "Полушка" и "Матрица". В системе зарегистрированы все СКБ и УЭК.
В качестве дальнейшего развития дисконтного приложения, а также в целях повышения заинтересованности граждан в использовании СКБ предполагается расширить количество участников дисконтного приложения из разных сфер обслуживания (аптеки, магазины, автозаправочные станции, предприятия сферы услуг и другие).
Накопленными бонусами можно рассчитаться за товар или услугу в любом магазине-участнике. Начисление бонусов осуществляется либо при наличной оплате товаров и услуг, либо при безналичной оплате с помощью банковского приложения карты. Однако функционал данного приложения ограничен, бонусами невозможно рассчитаться за транспортные услуги, отсутствует банковская программа привилегий, не предусмотрены создание и объединение нескольких коалиционных программ лояльности.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 октября 2012 года № 388 "О Единой республиканской дисконтно-бонусной системе" предусмотрена интеграция дисконтного приложения СКБ в Единую республиканскую дисконтно-бонусную систему (далее - ЕРДБС).
Данная система позволяет предоставлять покупателям различные виды поощрений - скидки (прямые или накопительные), возврат скидки на банковский счет (CashBack), возврат скидки на телефон или начисление бонусов при совершении покупок в предприятиях торговли, общественного питания и сферы обслуживания Республики Башкортостан.
СКБ может быть идентификатором клиента в ЕРДБС наряду с обычными банковскими картами. В Республике Башкортостан владельцами банковских карт являются более трех миллионов человек. Предоставление скидок и бонусов в системе осуществляется либо при расчете наличными денежными средствами, либо при безналичной оплате товаров и услуг с помощью банковской карты. Для получения скидок и бонусов необходимо предъявить карту кассиру.
Размер скидок и бонусов и правила их начисления устанавливаются каждой торговой организацией индивидуально. В рамках системы один бонус равен 1 рублю Российской Федерации. Система позволяет торгово-сервисным предприятиям (далее - ТСП) строить как собственные "локальные" программы лояльности, так и коалиционные. В коалицию могут входить ТСП из несмежных отраслей бизнеса (аптеки, бытовая электроника, сети АЗС и прочие). Также имеется возможность присоединения к ЕРДБС уже существующей программы лояльности, действующей в ТСП. Каждому ТСП, присоединившемуся к системе, открывается "личный кабинет", в котором возможно в режиме реального времени через сеть Интернет отслеживать операции покупателей и получать необходимую отчетность. Каждый зарегистрированный в системе покупатель имеет "личный кабинет" с возможностью отслеживать свои покупки с начислением бонусов.
Внедрение и реализация на территории Республики Башкортостан ЕРДБС предполагаются за счет собственных средств участников.
2.4. Идентификационное приложение
Основной задачей идентификационного приложения является обеспечение получения держателем СКБ доступа в различных каналах взаимодействия (банкоматы, платежные терминалы, Интернет, мобильный Интернет, SMS и другие) к широкому спектру услуг, предоставляемых участниками проекта, в том числе к единому порталу государственных и муниципальных услуг (функций), порталу государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Башкортостан.
Идентификационное приложение хранит уникальный идентификационный номер, присвоенный держателю во время процесса записи идентификационного приложения на СКБ. Данный идентификационный номер связывается с другими идентификаторами СКБ (СНИЛС, ИНН, данные паспорта и другие), которые хранятся исключительно только в защищенной зоне базы регистра СКБ.
Оператором идентификационного приложения является организация, уполномоченная на реализацию проекта СКБ.
Взаимодействие участников проекта для обеспечения функционирования идентификационного приложения осуществляется по следующей схеме.
При обращении держателя СКБ через любой канал обслуживания карт определяется тип услуги. Если при оказании данной услуги необходимо использование идентификационного приложения, программное обеспечение устройства должно обратиться к соответствующему приложению на карте и произвести идентификацию держателя СКБ путем проверки ПИН-кода приложения, вводимого держателем на устройстве. После проверки корректности ПИН-кода система делает запрос в соответствии с выбранной держателем услугой в соответствующую внешнюю систему портала государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан, единого портала государственных и муниципальных услуг, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других государственных органов. Обращение в указанные системы производится по идентификаторам держателя СКБ в этих системах (СНИЛС, ИНН и других), которые защищены и хранятся в организации, уполномоченной на реализацию проекта СКБ.
Для обеспечения работоспособности идентификационного приложения потребуется доработка программного обеспечения устройств, обслуживающих идентификационное приложение.
2.5. Электронная подпись на карте
На карте должны размещаться сертифицированные программные и аппаратные средства криптографической защиты информации (далее - СКЗИ), обеспечивающие выполнение российских криптографических алгоритмов (ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р 34.10-2012, ГОСТ Р 34.11-2012) для взаимодействия и выполнения операций формирования электронной подписи. Программные и аппаратные СКЗИ должны обеспечить юридическую значимость действий пользователей при работе с различными порталами:
республиканским порталом жилищно-коммунального хозяйства;
порталом дистанционного банковского обслуживания;
порталом Федеральной таможенной службы (электронное декларирование грузов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации);
порталами Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики (сдача электронной отчетности, работа с "личным кабинетом");
публичными или корпоративными web-порталами и "облачными" сервисами.
Электронная подпись должна обеспечивать работу:
с единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций) для получения государственных и муниципальных услуг;
с порталом государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Башкортостан для получения государственных и муниципальных услуг;
с порталом Федеральной налоговой службы для работы с "личным кабинетом налогоплательщика для физических лиц" и получения электронных услуг;
юридически значимого документооборота.
На карте необходима аппаратная реализация сертифицированных криптографических алгоритмов, позволяющих безопасно формировать электронную подпись на карте электронного ключа, что позволит увеличить срок действия закрытого ключа до 3 лет.
Технологическая платформа ключевого носителя должна позволять использовать электронную подпись в самых разных информационных системах без использования дополнительного программного обеспечения, реализующего криптографические алгоритмы. Благодаря одному электронному ключу пользователь должен иметь возможность безопасно работать с электронным документооборотом, платежными системами, аутентифицироваться в облачных сервисах, участвовать в электронных торгах и другое. Пользоваться электронным ключом можно не только со стационарного компьютера или ноутбука, но и со смартфона, планшета или информационно-платежного терминала (терминала самообслуживания).
2.6. Электронный социальный сертификат
Электронный социальный сертификат - электронное приложение СКБ, которое обеспечивает возможность оказания отдельных видов адресной помощи гражданам, имеющим право на меры государственной поддержки, а также обеспечивает выбор гражданина на получение адресной помощи либо получение наличных средств.
Оказание отдельных видов адресной помощи с использованием электронного социального сертификата может осуществляться в том числе путем реализации гражданам различных товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими в Республике Башкортостан розничную торговлю продовольственными товарами, имеющими технические условия для работы с СКБ, заявившими о принятии условий обслуживания электронного социального сертификата на оказание отдельных видов адресной помощи гражданам, имеющим право на меры государственной поддержки, и заключившими договор о предоставлении субсидии участнику обслуживания электронного социального сертификата в целях возмещения недополученных доходов участников обслуживания электронного социального сертификата в связи с реализацией ими товаров гражданам с использованием электронного социального сертификата (далее - участники системы обслуживания электронного социального сертификата).
Использование электронного социального сертификата осуществляется путем предъявления гражданином СКБ участникам обслуживания электронного социального сертификата.
3. ПОРЯДОК ЭМИССИИ, ОБРАЩЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СКБ
СКБ выдаются на основании заявлений граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Башкортостан, подаваемых добровольно. Прием заявления и выдача готовых карт осуществляются в пунктах приема анкет-заявок и выдачи карт. Полный перечень документов, на основании которых осуществляются оформление и изготовление СКБ, должен быть приведен в регламенте взаимодействия участников проекта при изготовлении и выдаче СКБ, который должен регулировать все фазы обращения карты:
прием заявления на выпуск карты;
изготовление, персонализацию и выдачу заявителю (эмиссию карты);
использование (обращение карты);
изъятие и уничтожение (прекращение действия карты).
4. СОЗДАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
В результате реализации транспортного и дисконтного приложений возникают расчеты по электронным денежным средствам (далее - ЭДС). В соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе" эмитентом ЭДС могут быть только кредитные организации. Ввиду этого необходимо организовать взаиморасчеты по операциям перевода ЭДС в рамках взаимодействия участников указанных проектов (пополнение транспортного приложения, оплата поездок в общественном транспорте, оплата покупок в торговой сети начисленными ранее баллами, бонусами и т.п.). В соответствии с указанным федеральным законом зачисление и списание ЭДС должны проводиться незамедлительно, по факту совершения операций. Обеспечить такой режим сможет платежная система, которая позволяет интегрировать учетные системы всех участников проектов, организацию взаиморасчетов между участниками, дальнейшее развитие проектов.
Кроме того, для обеспечения заявленной функциональности СКБ и реализации многоэмитентной схемы выпуска таких карт требуется глубокая интеграция как внутренних информационных систем уполномоченной организации по проекту СКБ, так и систем всех участников проекта (банки-эмитенты карт, торговые предприятия, транспортные компании), которую смогут обеспечить операционный центр и платежный клиринговый центр республиканской платежной системы (далее - РПС).
В рамках РПС будут обеспечиваться взаимодействие всех участников проекта, дальнейшее расширение перечня услуг, доступных для держателей СКБ. В результате присоединения к системе республиканских банков и филиалов федеральных банков держателям СКБ будет доступна широкая сеть обслуживания карт.
Принципы организации и взаимодействия РПС будут определяться правилами РПС. Функции оператора РПС, операционного центра, платежного клирингового центра выполняет организация, уполномоченная на реализацию проекта СКБ.
Оператор РПС выполняет следующие основные задачи:
осуществляет координацию участников проекта СКБ в части выпуска и обслуживания СКБ в соответствии с утвержденными регламентами, положениями и другими документами;
осуществляет процессинг операций по всем приложениям СКБ, включая переводы ЭДС;
организует сбор информации в ходе процессинга операций по СКБ;
осуществляет формирование единой межведомственной базы данных;
формирует унифицированные требования к представляемой информации;
формирует и представляет организациям аналитическую информацию, основанную на данных различных организаций и ведомств;
формирует управленческие и прогнозные решения (поставка информации, предоставление возможности формирования решений на рабочем месте в ситуационном центре);
обеспечивает развитие РПС как в части функционального наполнения карты и расширения числа участников РПС, так и в части выполнения задач, предусмотренных настоящей Концепцией.
РПС как часть национальной платежной системы призвана стать альтернативой платежным системам Visa и MasterCard в Республике Башкортостан. Удешевление стоимости каждой операции внутри РПС призвано повысить заинтересованность населения и торговых предприятий в использовании платежных карт. Это позволит использовать СКБ как единый идентификатор, который связан со всеми идентификаторами держателя карты в различных учетных системах государственных органов (СНИЛС, ИНН, паспортные данные, номер водительского удостоверения и другое), для обеспечения возможности обращения держателя СКБ за услугами и оплаты данных услуг.
5. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА СКБ
Опыт реализации проекта СКБ в Республике Башкортостан показал необходимость и целесообразность единых подходов к предоставлению государственных, муниципальных и иных услуг в электронной форме с использованием электронных карт, востребованность (невостребованность) ряда электронных приложений.
Отсутствие перспектив дальнейшего развития и финансирования проекта УЭК на федеральном уровне, изменение законодательства в сфере перевода безналичных денежных средств позволяют продолжить дальнейшее развитие проекта СКБ, в том числе расширение продуктовой линейки, замену технологического решения, создание республиканской платежной системы.
Необходимо предусмотреть эмиссию персонифицированных СКБ с банковским приложением и без банковского приложения, с электронной подписью и без электронной подписи, а также возможность для клиента самостоятельного выбора набора электронных приложений на СКБ. Это позволит обеспечить все слои населения "своими" СКБ.".
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: